Компания «РусГидро» запускает каршеринг электромобилей во Владивостоке

«РусГидро» запускает каршеринг электромобилей во Владивостоке

Есть ли перспективы у проекта, объединившего два направления — прокат автомобилей и зелёная энергетика?

Ранее мы говорили о En+ Group (ENPG) — одном из лидеров возобновляемой электрогенерации в России, сосредоточенном в частных руках. Сегодня обсудим не отстающую от неё государственную компанию «РусГидро» (HYDR) с регулярными дивидендными выплатами.

10 октября 2021 г. в «РусГидро» сообщили о запуске во Владивостоке первого в России каршеринга электромобилей. Решение о создании каршеринговой сети было принято совместно с ООО «Соллерс Груп», владельцем которой является Вадим Швецов. Акционерное общество контролирует 72,87% акций ПАО «Соллерс Авто» (SVAV).

Рис. 1. Представители «РусГидро» и «Соллерс Груп» в Москве на Российской энергетической неделе. Источник: сайт «РусГидро»
Рис. 1. Представители «РусГидро» и «Соллерс Груп» в Москве на Российской энергетической неделе. Источник: сайт «РусГидро»

«РусГидро» участвует в сделке через дочернюю компанию ООО «Гидроинвест». Совместное предприятие партнёров ООО «РусГидроВайз» зарегистрировано 30 ноября 2021 г. Wizeэто цифровая платформа подписки «Соллерс Груп».

У решения были естественные предпосылки — «РусГидро» является оператором сети, которая состоит более чем из 50 зарядных станций для электромобилей (ЭЗС), а «Соллерс Груп» имеет почти 20-летние компетенции в автомобилестроении, проектировании и разработке ПО для автомобилей.

Что запланировано?

Сервис по аренде электромобилей должен быть запущен летом 2022 г., до конца 2023 г. в автопарк закупят 140 машин. Клиенты смогут брать электромобиль поминутно и на выходные.

Данная инициатива реализуется в рамках государственной политики «по опережающему развитию инфраструктуры и повышению качества жизни людей на Дальнем Востоке». Но насколько это может быть интересно инвесторам?

Драйверы отрасли

В 2022 г. «РусГидро» планирует расширить сеть ЭЗС до 150 станций, соединив ключевые города ДФО.

Ещё один драйвер отрасли — проект «Шёлковый путь»: 80 зарядных станций соединят Владивосток и Москву, включая при этом 18 регионов России. Расстояние между станциями не будет превышать 150 км.

Вадим Швецов в интервью Интерфаксу говорит о тренде развития электротранспорта и инфраструктуры для него, предвещая умные цифровые города в России в ближайшие десять лет. В то же время владелец «Соллерс Груп» не скрывает, что будет опираться на опыт Владивостока, прежде чем компания попытается расшириться в другие регионы.

Гибкость совместного проекта «РусГидро» и «Соллерс Груп» состоит в предложении подписочной модели — это что-то среднее между каршерингом и личным автомобилем. Клиент сможет брать транспортное средство не только на несколько часов, но и на несколько дней, недель, месяцев и уезжать в другой регион или другую страну, хранить вещи внутри и парковаться в собственном гараже.

Такие сервисы (для автомобилей с бензиновым двигателем) существовали и ранее. Наиболее известные из них — Hyundai Mobility, Kia Mobility, Volvo Car Drive, Genesis Mobility, «Яндекс.Драйв». Ежемесячный платёж по подписке сопоставим с платежом по кредиту за новый автомобиль такой же модели. В подписку входят страховка, ежегодное ТО, зимние шины и круглосуточная помощь на дороге: специалисты меняют шины, при необходимости ремонтируют транспортное средство. Стоимость варьируется от 15 до 70 тыс. руб. в месяц, сроки — от одного дня до трёх лет. В одном из сервисов автомобиль можно даже выкупить.

По поводу того, что выгоднее — покупка автомобиля или его аренда — мнения водителей разделяются. В пользу аренды обычно приводят следующие аргументы:

  • минимальное количество забот для осуществления поездки: не нужно тратить время на оформление документов при покупке транспорта, оплату налогов и поддержание автомобиля в исправном состоянии;

  • индустрию подстёгивает развитие мобильных приложений: стать водителем любого автомобиля можно за несколько минут, заполнив короткую анкету;

  • у арендатора есть возможность выбрать транспортное средство нужной вместительности и конфигурации, соответствующей целям поездок;

  • для водителей арендованных авто городские власти предоставляют льготы на парковку.

Московский каршеринговый автопарк является одним из крупнейших в мире и насчитывает не менее 30 тыс. автомобилей. При этом аренда доступна в свободном режиме, без определённых заранее мест парковки, тогда как в западных странах распространена модель point-to-point.

Какие прогнозы?

Мировые консалтинговые агентства GMI, McKinsey и другие прогнозируют пятикратный рост пользователей каршеринга к 2025 г. При этом парк автомобилей, сдаваемых в аренду, превысит 400 тыс. единиц. Специалисты аналитической компании IHS Markit делают и более отдалённые прогнозы — 10 млн автомобилей в каршеринге к 2040 г. Это означает, что автомобиль будут брать в аренду чаще, чем покупать.

С учётом этих прогнозов Владивосток — город, в котором «РусГидро» и «Соллерс Груп» запустят каршеринг, — кажется вполне подходящим: его население превышает 600 тыс. человек.

Действительно ли каршеринг электромобилей будет первым в России?

На сайте «РусГидро» заявлено, что каршеринг электромобилей будет запущен в России впервые. Однако ещё в сентябре 2019 г. «Яндекс» в рамках «Яндекс.Драйв» добавил в свой автопарк 30 электромобилей Nissan Leaf с автоматической коробкой передач и передним приводом. 150 лошадиных сил обойдётся в 94,4 тыс. в месяц. В стоимость включены 3000 км пробега и базовая страховка. «Яндекс» заправляет полный «бак», моет машину и привозит, куда скажет клиент.

Рис. 2. Электромобиль Nissan Leaf. Источник: сайт «Яндекс.Драйв»
Рис. 2. Электромобиль Nissan Leaf. Источник: сайт «Яндекс.Драйв»

Кроме базовой предлагается и полная страховка: это дороже, но компания берёт риски на себя, и при любых повреждениях за ущерб ничего не списывается. Также за 1000 руб. можно взять на весь срок детское кресло. Без подзарядки автомобиль может проезжать до 270 км.

Конкуренция на рынке аренды электромобилей

Кроме «Яндекса» каршерингом электромобилей занимается и «Делимобиль». Его сервисы работают в десяти крупных городах России. В 2015 г. «Делимобиль» начинал со 100 машин. Сейчас в парке каршеринговой компании уже более 17 тыс. автомобилей. При этом в 2021 г. «Делимобиль» отложил IPO на Нью-Йоркской и Московской биржах «из-за рыночных условий».

Ни «Яндекс», ни «Делимобиль» пока не представлены во Владивостоке, но, имея успешный опыт в столице и за её пределами, они могут быстро масштабироваться и на Дальний Восток.

«Яндекс» — крупнейшая транснациональная компания в отрасли информационных технологий с многомиллионной клиентской базой в различных сервисах. «Делимобиль» — опытная компания, прошедшая уже немалый путь в нише, в которой «РусГидро» и «Соллерс Груп» только начинают экспериментировать.

Потенциальным инвесторам следует учитывать данные факторы и задуматься, каковы шансы у «РусГидроВайз» справиться с такой конкуренцией и какие перспективы у акций компании.

Не является инвестиционной рекомендацией.