Меню
Меню

Почему я не инвестирую в компанию в течение двух лет с момента её IPO

Личный взгляд частного инвестора на покупку акций после первичного размещения на бирже
Михаил Болдов
Частный инвестор, автор блога о финансах
и инвестициях

Нет единственно верного ответа на вопрос, стоит или нет покупать акции компаний, которые выходят на IPO (впервые размещают свои акции на фондовом рынке). Каждый случай уникален и требует индивидуальной оценки.

Иногда участвовать в IPO — это прибыльно: цены акций вырастают в разы после размещения, и первые участники получают большую прибыль благодаря своим инвестициям. Но случается и наоборот: оценка компании оказывается завышенной при выходе на фондовый рынок, и капитализация бизнеса обрушивается через какое-то время после IPO, заставляя новых акционеров терпеть убытки.

В этой статье постараюсь объяснить, почему лично я не покупаю акции компаний как минимум два года после их размещения на рынке.

  • Владелец бизнеса всегда лучше осведомлён о деятельности своей компании

    Логично, что владельцы, которые контролируют компанию, управляют бизнесом и наблюдают процессы изнутри, выберут наилучшее время для размещения акций.

    Никто не заинтересован в том, чтобы продать хороший актив по невыгодной цене. Значит, если собственник разместил часть своих акций на открытом рынке, на это есть веские причины.

    Частному инвестору (который не знает всех обстоятельств) приходится только догадываться, почему владелец считает, что в данный момент выгоднее продать долю в компании, а не продолжить владеть ею.

  • Нет публичной истории

    При оценке компании я ориентируюсь и на историю её прошлых успехов и неудач. Финансовая отчётность за несколько последних лет, выполненная по международным стандартам, помогает понять, как компания двигалась в прошлом и какой вектор развития ожидает её в будущем при сохранении существующих темпов.

    Пока у компании нет публичной истории, значит, нет более-менее достоверных данных за существенный период — мне сложно оценить бизнес и хотя бы приблизительно рассчитать его справедливую стоимость.

    В российской и мировой практике были случаи, когда на биржу выходили компании-пустышки, основной целью размещения которых было собрать деньги с доверчивых инвесторов.

    Поэтому я вынужден ждать, наблюдать и анализировать деятельность компании в течение пары лет с момента её выхода на IPO, чтобы не покупать кота в мешке.

  • Неизвестно отношение к миноритарным акционерам

    Для меня критически важно, как мажоритарий и топ-менеджмент выстраивают взаимоотношения с миноритарными акционерами.

    Какими бы потрясающими ни казались перспективы компании, если я наблюдаю недружественные действия по отношению к миноритариям со стороны контролирующего акционера, я предпочитаю не вкладывать свои деньги в такой бизнес.

    Лишь спустя время можно оценить: насколько прозрачно компания ведёт дела, учитывает ли интересы неконтролирующих акционеров при принятии важных решений, как и куда распределяются денежные потоки, существует ли понятная и последовательная дивидендная политика и т.п.

  • Ажиотаж вокруг компании

    Перед размещением акций на фондовом рынке обычно проводится масштабное дорожное шоу (road-show). Это рекламная кампания, во время которой представители бизнеса стараются убедить потенциальных инвесторов в инвестиционной привлекательности их актива. Целью является создание ажиотажа, чтобы заинтересовать широкий круг инвесторов и разместить акции компании как можно дороже. В этот период выходит масса позитивных новостей о радужных перспективах компании. Всё это может привести к увеличению спроса и ожиданий со стороны биржевых игроков и завышению цены размещения.

Все эти причины заставляют меня не спешить с принятием решений относительно приобретения акций компаний, которые впервые размещаются на бирже. На личном опыте могу сказать, что через пару лет, когда известных в этом уравнении становится больше, принять рациональное решение гораздо проще, и цена в этот период гораздо ближе к реальной стоимости, чем в момент размещения.