Почему владеть бизнесом вместе с государством — выгодно

Высокая норма дивидендных выплат, низкий риск банкротства эмитента и ещё три плюса инвестирования в госкомпании России

Государство в нашей стране является самым крупным и сильным участником рынка, а его влияние в последние годы только растёт. Сегодня компании с государственным участием присутствуют практически во всех ключевых отраслях российской экономики, а по многим направлениям занимают лидирующую или даже монопольную позицию. Широко представлены они и на фондовом рынке, занимая наибольшую долю в структуре основных индексов.

Рис. 1. Источник: сайт РБК
Рис. 1. Источник: сайт РБК

Хотя госкомпании могут не только на равных конкурировать с частным бизнесом, но выигрывать в этой борьбе, остаётся немало противников инвестиций в акции эмитентов с госучастием. В этой статье рассмотрим ряд существенных аргументов в пользу инвестирования в бизнес, где основной владелец — государство.

Высокая норма дивидендных выплат

Государство заинтересовано в получении высоких дивидендов от компаний, которые оно контролирует напрямую или косвенно. Особенно актуальным это стало после кризиса 2014 г., когда на фоне экономических санкций и снижения цен на углеводороды дефицит бюджета нашей страны начал увеличиваться. Дивиденды госкомпаний стали важным источником доходов для федерального и региональных бюджетов, а госорганы оказывали давление на госкомпании, чтобы заставить их увеличить норму дивидендных выплат.

С 1 июля 2021 г. в России действует единый и бессрочный подход к определению размера дивидендов для российских компаний с государственным участием и их дочерних организаций. Согласно распоряжению Правительства РФ, госкомпании должны направлять на дивиденды не менее 50% скорректированной чистой прибыли.

К этому периоду большинство госкомпаний уже внедрили соответствующую норму в свои дивидендные политики и начали выплачивать акционерам половину своей чистой прибыли, а некоторые — и больше.

Высокая норма дивидендных выплат и понятные параметры расчёта делают акции российских госкомпаний популярными у инвесторов, которые ориентируются на высокую дивидендную доходность и денежный поток.

Дивиденды госкомпаний имеют определённую «защиту» от обнуления выплат в кризисные периоды, поскольку именно во время экономических потрясений российский бюджет наиболее остро нуждается в деньгах.

Сниженный риск оказаться владельцем банкрота

Преимуществом владения госкомпанией является низкий риск банкротства, что складывается из двух взаимосвязанных факторов.

  1. Госкомпании имеют возможность привлекать кредиты по более низкой ставке, поскольку зачастую обладают высоким рейтингом надёжности и могут предлагать кредиторам дополнительные гарантии.

  2. В случае возникновения финансовых сложностей у госкомпаний значительные шансы получить поддержку со стороны государства.

Более того, часто госкомпании занимают значительное или даже монопольное положение на рынке и владеют экономикообразующими предприятиями, что практически гарантирует спасение их со стороны государства, чтобы не допустить более серьёзных последствий от разрушения бизнеса.

Льготы, субсидии и дотации

В теории государственные и частные компании должны работать в условиях равной конкуренции. В реальности же часто бизнес с государственным участием получает дополнительную поддержку со стороны контролирующего акционера, особенно в периоды кризисов и общей экономической нестабильности.

Помимо прямых государственных субсидий, поддержка может оказываться и косвенными методами.

Когда мир столкнулся с эпидемией коронавируса и введением жёстких ограничительных мер, гражданская авиация оказалась в числе наиболее пострадавших отраслей из-за резкого сокращения перелётов между странами. Ограничения начались с Китая, где были выявлены первые случаи заражения. Когда для всех прочих российских авиаперевозчиков уже действовал запрет на авиаперевозки пассажиров в Китай, государственный «Аэрофлот» всё ещё сохранял все свои рейсы (в Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Гонконг). Позже «Аэрофлот» получил господдержку на особых условиях — группе выплатили субсидии сразу, в то время как прочие российские авиакомпании получали выплаты помесячно.

В первой половине 2020 г. на фоне ухудшения эпидемиологической и экономической ситуации продажи алмазов рухнули практически до нуля. Чтобы поддержать сектор и государственного монополиста в секторе добычи алмазов «АЛРОСА», Госдума приняла новую норму закона. Обновлённые правила позволили Правительству увеличивать объёмы закупок алмазов в Гохран за счёт федерального бюджета, что снизило для «АЛРОСА» риски остаться в кризис без покупателей и доходов.

Доступ к активам и проектам

У госкомпаний больше рычагов влияния и возможностей лоббировать свои интересы, по сравнению с частным бизнесом. Если на ценный государственный актив или выгодный проект претендует одновременно частная и государственная компания, выбор, вероятнее всего, будет в пользу последней. Это можно объяснить тем, что если государство заинтересовано в быстрой и эффективной реализации важного для страны проекта, то передаст его той компании, которую может контролировать напрямую.

Общий объём финансирования национальных проектов составил по итогам 2021 г. около 2,2 трлн руб., а за трёхлетний период (2021–2023 гг.) на инвестиции по данным направлениям планируется потратить 7,6 трлн руб. В значительной степени для реализации нацпроектов будут привлекаться госкомпании. Например, госкомпания «Ростелеком» является ключевым партнёром государства в реализации национального проекта «Цифровая экономика РФ», на который в 2021–2023 гг. планируется потратить около 552 млрд руб.

Сниженный риск корпоративного конфликта и рейдерского захвата

Государство — сильный и влиятельный участник российского рынка. Конкурировать с ним на равных невозможно, поэтому находиться с государством «по одну сторону баррикад» может быть стратегически верным решением для частного инвестора.

Существует много примеров, когда противостояние частного и государственного бизнеса, в том числе, в судебных инстанциях, завершалось победой последнего, и слишком мало примеров обратного. Достаточно вспомнить , на которую претендовали государственная нефтяная компания «Роснефть» и частный холдинг АФК «Система».

Деятельность компании «Башнефть».

 

Компания «Роснефть».

 

Частный холдинг АФК «Система».

Риск корпоративных конфликтов, которые могут существенно влиять на рыночную капитализацию компаний, значительно ниже там, где в акционерном капитале присутствует государство. Также маловероятно, что бизнес с госучастием подвергнется рейдерскому захвату или кто-то попытается завладеть активами основного акционера — слишком велик риск негативных последствий.

Поэтому миноритарные акционеры госкомпаний могут не опасаться крупных корпоративных войн внутри бизнеса. Более того, если однажды государство захочет снизить долю владения ниже контрольного пакета и провести приватизацию компании, часто участники рынка встречают это решение положительно, а капитализация, наоборот, вырастает.