Государство в нашей стране является самым крупным и сильным участником рынка, а его влияние в последние годы только растёт. Сегодня компании с государственным участием присутствуют практически во всех ключевых отраслях российской экономики, а по многим направлениям занимают лидирующую или даже монопольную позицию. Широко представлены они и на фондовом рынке, занимая наибольшую долю в структуре основных индексов.

Хотя госкомпании могут не только на равных конкурировать с частным бизнесом, но выигрывать в этой борьбе, остаётся немало противников инвестиций в акции эмитентов с госучастием. В этой статье рассмотрим ряд существенных аргументов в пользу инвестирования в бизнес, где основной владелец — государство.
Высокая норма дивидендных выплат
Государство заинтересовано в получении высоких дивидендов от компаний, которые оно контролирует напрямую или косвенно. Особенно актуальным это стало после кризиса 2014 г., когда на фоне экономических санкций и снижения цен на углеводороды дефицит бюджета нашей страны начал увеличиваться. Дивиденды госкомпаний стали важным источником доходов для федерального и региональных бюджетов, а госорганы оказывали давление на госкомпании, чтобы заставить их увеличить норму дивидендных выплат.
С 1 июля 2021 г. в России действует единый и бессрочный подход к определению размера дивидендов для российских компаний с государственным участием и их дочерних организаций. Согласно распоряжению Правительства РФ, госкомпании должны направлять на дивиденды не менее 50% скорректированной чистой прибыли.
К этому периоду большинство госкомпаний уже внедрили соответствующую норму в свои дивидендные политики и начали выплачивать акционерам половину своей чистой прибыли, а некоторые — и больше.
Высокая норма дивидендных выплат и понятные параметры расчёта делают акции российских госкомпаний популярными у инвесторов, которые ориентируются на высокую дивидендную доходность и денежный поток.
Дивиденды госкомпаний имеют определённую «защиту» от обнуления выплат в кризисные периоды, поскольку именно во время экономических потрясений российский бюджет наиболее остро нуждается в деньгах.
Сниженный риск оказаться владельцем банкрота
Преимуществом владения госкомпанией является низкий риск банкротства, что складывается из двух взаимосвязанных факторов.
- Госкомпании имеют возможность привлекать кредиты по более низкой ставке, поскольку зачастую обладают высоким рейтингом надёжности и могут предлагать кредиторам дополнительные гарантии.
- В случае возникновения финансовых сложностей у госкомпаний значительные шансы получить поддержку со стороны государства.
Более того, часто госкомпании занимают значительное или даже монопольное положение на рынке и владеют экономикообразующими предприятиями, что практически гарантирует спасение их со стороны государства, чтобы не допустить более серьёзных последствий от разрушения бизнеса.
Льготы, субсидии и дотации
В теории государственные и частные компании должны работать в условиях равной конкуренции. В реальности же часто бизнес с государственным участием получает дополнительную поддержку со стороны контролирующего акционера, особенно в периоды кризисов и общей экономической нестабильности.
Помимо прямых государственных субсидий, поддержка может оказываться и косвенными методами.
Когда мир столкнулся с эпидемией коронавируса и введением жёстких ограничительных мер, гражданская авиация оказалась в числе наиболее пострадавших отраслей из-за резкого сокращения перелётов между странами. Ограничения начались с Китая, где были выявлены первые случаи заражения. Когда для всех прочих российских авиаперевозчиков уже действовал запрет на авиаперевозки пассажиров в Китай, государственный «Аэрофлот» всё ещё сохранял все свои рейсы (в Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Гонконг). Позже «Аэрофлот» получил господдержку на особых условиях — группе выплатили субсидии сразу, в то время как прочие российские авиакомпании получали выплаты помесячно.
В первой половине 2020 г. на фоне ухудшения эпидемиологической и экономической ситуации продажи алмазов рухнули практически до нуля. Чтобы поддержать сектор и государственного монополиста в секторе добычи алмазов «АЛРОСА», Госдума приняла новую норму закона. Обновлённые правила позволили Правительству увеличивать объёмы закупок алмазов в Гохран за счёт федерального бюджета, что снизило для «АЛРОСА» риски остаться в кризис без покупателей и доходов.
Доступ к активам и проектам
У госкомпаний больше рычагов влияния и возможностей лоббировать свои интересы, по сравнению с частным бизнесом. Если на ценный государственный актив или выгодный проект претендует одновременно частная и государственная компания, выбор, вероятнее всего, будет в пользу последней. Это можно объяснить тем, что если государство заинтересовано в быстрой и эффективной реализации важного для страны проекта, то передаст его той компании, которую может контролировать напрямую.
Общий объём финансирования национальных проектов составил по итогам 2021 г. около 2,2 трлн руб., а за трёхлетний период (2021–2023 гг.) на инвестиции по данным направлениям планируется потратить 7,6 трлн руб. В значительной степени для реализации нацпроектов будут привлекаться госкомпании. Например, госкомпания «Ростелеком» является ключевым партнёром государства в реализации национального проекта «Цифровая экономика РФ», на который в 2021–2023 гг. планируется потратить около 552 млрд руб.
Сниженный риск корпоративного конфликта и рейдерского захвата
Государство — сильный и влиятельный участник российского рынка. Конкурировать с ним на равных невозможно, поэтому находиться с государством «по одну сторону баррикад» может быть стратегически верным решением для частного инвестора.
Существует много примеров, когда противостояние частного и государственного бизнеса, в том числе, в судебных инстанциях, завершалось победой последнего, и слишком мало примеров обратного. Достаточно вспомнить , на которую претендовали государственная нефтяная компания «Роснефть» и частный холдинг АФК «Система».
Риск корпоративных конфликтов, которые могут существенно влиять на рыночную капитализацию компаний, значительно ниже там, где в акционерном капитале присутствует государство. Также маловероятно, что бизнес с госучастием подвергнется рейдерскому захвату или кто-то попытается завладеть активами основного акционера — слишком велик риск негативных последствий.
Поэтому миноритарные акционеры госкомпаний могут не опасаться крупных корпоративных войн внутри бизнеса. Более того, если однажды государство захочет снизить долю владения ниже контрольного пакета и провести приватизацию компании, часто участники рынка встречают это решение положительно, а капитализация, наоборот, вырастает.