Открытый Журнал

Основные тренды рынка FMCG в 2022 году

С какими вызовами столкнулся рынок товаров народного потребления в России и как он адаптируется к новым условиям

FMCG (fast-moving consumer goods) — это быстро и в большом объёме продающиеся товары. Такую продукцию называют потребительской, или товарами народного потребления (продукты питания, лекарства, которые продаются без рецепта, бытовая химия, гигиенические средства, канцелярия).

Рис. 1. Мировые лидеры FMCG. Источник: Yahoo Finance
Рис. 1. Мировые лидеры FMCG. Источник: Yahoo Finance

Почему FMCG считается защитным сектором?

Что оказывает влияние на фундаментальные показатели отрасли?

Сокращение ВВП

Рис. 2. Прогноз Банка России в рамках базового сценария. Источник: Вестник Банка России
Рис. 2. Прогноз Банка России в рамках базового сценария. Источник: Вестник Банка России

Инфляция

Рис. 3. Динамика изменения среднего чека на основе корзины товаров народного потребления, март 2021 — март 2022. Источник: аналитическое агентство Romir
Рис. 3. Динамика изменения среднего чека на основе корзины товаров народного потребления, март 2021 — март 2022. Источник: аналитическое агентство Romir
Рис. 4. Средние цены на различные категории из базовой потребительской корзины, начало 2022 г. Источник: NielsenIQ TSR
Рис. 4. Средние цены на различные категории из базовой потребительской корзины, начало 2022 г. Источник: NielsenIQ TSR

Уровень потребительского оптимизма

Рис. 5. Средний показатель потребительской уверенности, 2019–2022. Источник: данные Росстата
Рис. 5. Средний показатель потребительской уверенности, 2019–2022. Источник: данные Росстата
Рис. 6. Средний показатель потребительского оптимизма, 2014–2022. Источник: NielsenIQ TSR
Рис. 6. Средний показатель потребительского оптимизма, 2014–2022. Источник: NielsenIQ TSR

Снижение покупательной способности

Покупательная способность показывает, сколько среднестатистический потребитель может купить товаров и услуг на определённую сумму денег при существующем уровне цен.

Рис. 7. Снижение потребительских расходов (СТМ — собственная торговая марка). Источник: NielsenIQ TSR
Рис. 7. Снижение потребительских расходов (СТМ — собственная торговая марка). Источник: NielsenIQ TSR
Рис. 8. Динамика изменения потребительских расходов, апрель 2020 — май 2022. Источник: «СберИндекс»
Рис. 8. Динамика изменения потребительских расходов, апрель 2020 — май 2022. Источник: «СберИндекс»
Рис. 9. Динамика роста инфляции, среднего чека и расходов населения в 2022 г. Источник: данные ЦБ РФ, «СберИндекса» и аналитического агентства Romir
Рис. 9. Динамика роста инфляции, среднего чека и расходов населения в 2022 г. Источник: данные ЦБ РФ, «СберИндекса» и аналитического агентства Romir
Рис. 10. Изменение объёмов продаж и средних цен за одну упаковку в FМСG-ритейле. Источник: NielsenIQ TSR
Рис. 10. Изменение объёмов продаж и средних цен за одну упаковку в FМСG-ритейле. Источник: NielsenIQ TSR

Основные тренды развития рынка FMCG

Дискаунтер (от англ. discount — скидка) — это торговая точка, в которой представлен широкий ассортимент товаров по ценам ниже рыночных.

Рис. 11. Статистика посещений в месяц в зависимости от типа торговых точек. Источник: NielsenIQ TSR
Рис. 11. Статистика посещений в месяц в зависимости от типа торговых точек. Источник: NielsenIQ TSR

Магнит

+45,86%

X5 Retail Group NV

+33,8%

Рис. 12. Способы совершения покупок потребителями. Источник: NielsenIQ TSR
Рис. 12. Способы совершения покупок потребителями. Источник: NielsenIQ TSR
Больше интересных материалов