Меню
Меню

Онлайн-ритейл в России и мире

Виды, примеры, преимущества
София Гаитбаева
Редактор

Электронный ритейл (e-retail) — это розничная продажа товаров через интернет. По своей сути такой способ торговли максимально похож на обычную физическую розницу: клиент может выбрать нужный товар, рассмотреть его со всех сторон (по фото и даже видео), выбрать нужный цвет, размер или форм-фактор.

Разновидности

Основные виды e-retail — это b2b, b2c, c2c, c2b. Активнее всего используются первые два варианта. Рассмотрим все разновидности более подробно.

  • B2B (business to business). Формат подразумевает главным образом оптовую торговлю и может включать в себя любые виды сделок по товарам и услугам. Одна компания покупает у другой большое количество товара, а затем продаёт его в розницу.

  • B2C (business to consumer). В этом случае торговля происходит между компанией и частными лицами. К этому виду электронного ритейла относятся практически все известные интернет-магазины, которые предлагают потребителям одежду, технику, косметические средства и т.д. Клиенту это выгодно, поскольку интернет-магазину не нужно платить за аренду помещений – за счёт этого они могут делать наценки меньше, чем физические магазины.

  • С2С (consumer to consumer). Подразумевает сделки, в которых участвуют три стороны: два частных лица и платформа, которая гарантирует их безопасное взаимодействие в процессе предоставления товаров или услуг. Пример — платформа Etsy, ориентированная на продажу товаров ручной работы.

  • C2B (consumer to business). Такой способ онлайн-продаж в ритейле появился совсем недавно. Человек предлагает свои товары или услуги фирме. Дизайнеры, копирайтеры, фотографы и другие фрилансеры прекрасно вписываются в эту категорию.
Преимущества и недостатки рынка онлайн-ритейла

В настоящее время продажи в интернете составляют почти 25% от общего объёма продаж в мире. Однако следует знать не только о достоинствах, но и о недостатках такого способа торговли.

Плюсы

  • Лёгкий доступ к рынку. Любой человек при желании может создать свой магазин на Amazon, eBay или Alibaba, чтобы продавать товары.

  • Снижение расходов в e-retail — ещё одно важное преимущество. Не нужно платить за аренду помещения или зарплату профессиональным сотрудникам-консультантам. Свободные деньги вместо этого можно инвестировать, например, в маркетинг.

  • Потенциал быстрого роста. Электронный ритейл снимает многие ограничения, свойственные розничной торговле. Достаточно иметь качественную стратегию продвижения и придерживаться её реализации, чтобы стимулировать продажи.

  • Безграничное пространство. Рынок онлайн-ритейла не ограничивается одним городом или страной, он может работать по всему миру. С этой целью можно перевести сайт на дополнительные языки или наладить сотрудничество с зарубежными компаниями.

  • Возможности для аналитики. Проанализировав статистику вебсайта, можно получить полное представление о том, что нужно клиентам и как улучшить магазин, чтобы привлечь новых покупателей.

Минусы

  • Сложная техническая часть электронного ритейла. Создание сайта, оплата хостинга и услуг программистов, дизайнеров, специалистов по безопасности — всё это может потребовать немалых вложений не только финансов, но и времени, сил. Чем больше клиентов вы хотите привлечь, тем сильнее придётся постараться.

  • Организация инфраструктуры. В любом случае потребуется место для хранения и упаковки товара, работы с возвратом.

  • Проблемы безопасности. Рынок онлайн-ритейла, несмотря на быстрый рост, ещё относительно новое явление. Если не инвестировать в защиту сайта и транзакций, можно понести огромные потери, особенно репутационные.

  • Юридические сложности. Ритейлер должен хорошо ориентироваться в правовом поле своей деятельности и гаранитровать клиентам все надлежащие права.

  • Расходы на рекламу в e-retail — постоянная статья затрат. Без них никто не узнает о товарах, какими бы замечательными они ни были. Сюда входит как SEO-продвижение, так и контекстная реклама.

Помимо прочего, необходимо завоевать доверие клиентов, а это можно сделать только долгой и честной работой.

Примеры онлайн-ритейлеров и краткий обзор их деятельности

Краткий список компаний, известных в сфере онлайн-ритейла в России и мире.

Amazon

Источник данных: investing.com

Американская компания со штаб-квартирой в Вашингтоне. На сегодняшний день входит в четвёрку самых крупных организаций в мире. Также это самый значимый участник рынка онлайн-ритейла.

Изначально сайт Amazon был открыт для торговли книгами, но сейчас там можно найти что угодно. Имеются и дочерние компании, предназначенные для продажи музыки, фильмов, электронных и аудиокниг.

Доход за 2019 г. составил 280,522 млрд долл. Акции Amazon представлены на бирже, тикер AMZN.

eBay

Источник данных: investing.com

Американская e-commerce компания, штаб-квартира которой расположена в Сан-Хосе (Калифорния). Представляет собой интернет-аукцион с широким ассортиментом товаров и услуг.

Компания изначально появилась и развивалась как хобби, и никто не ожидал, что с годами она начнёт приносить многомиллиардные обороты. Однако это случилось — во многом благодаря онлайн-продажам через ритейл редких и коллекционных товаров, которые нельзя было найти в магазинах.

Доход за 2019 г. составил 10,8 млрд долл. Акции eBay представлены на бирже (тикер EBAY).

Alibaba

Источник данных: investing.com

Главный гигант китайского электронного ритейла. Предоставляет возможности для B2B, B2C и C2C рынков онлайн-ритейла. Alibaba — одна из крупнейших венчурных компаний и инвестиционных корпораций в мире.

С момента запуска в 1999 г. платформа расширилась до нескольких составляющих. Alibaba.com специализируется на продажах между импортёрами и экспортёрами из более чем двухсот стран мира; 1688.com — рынок онлайн-ритейла для внутренней b2b торговли в Китае; AliExpress.com — портал, позволяющим мелким покупателям приобретать товары по оптовым ценам.

Доход за 2019 г. составил 161,456 млрд долл. Акции Alibaba представлены на бирже, тикер BABA.

Что касается онлайн-ритейла в России, здесь тоже есть ряд значимых компаний.

Юлмарт

На «витрине» этого онлайн-магазина представлено более 12 млн наименований товаров — от косметики и одежды до стройматериалов и электроники. В 2013 г. компания была лидером по выручке среди всех компаний в России. В 2015 г. оборот составил 62,7 млрд руб., тогда же было заявлено о планах провести IPO в 2016 г., но оно не состоялось. У компании также были проблемы с задолженностями банку, что повлияло на уровень доверия потенциальных инвесторов, интересующихся онлайн-ритейлом в России.

Ozon

Российский интернет-магазин, где можно в 20 категориях найти более 5 млн товаров. По версии Forbes, в 2016 г. занимал шестое место по стоимости среди всех российских компаний. На текущий момент стоимость компании оценивается в 694 млн долл.

В «Озон» регулярно инвестируют другие крупные организации. Например, в 2018 г. компания «МТС» инвестировала 1,15 млрд руб., а затем ещё некоторое количество средств, в результате чего доля их акций составила 16,66%.

С 2018 г. в числе товаров появились и лекарства — «Озон» получил соответствующую лицензию.

Вывод

Ритейл и другие онлайн-продажи — стремительно растущая тенденция, которая представляет серьёзные возможности для опытных инвесторов.

Нет гарантий того, как компании будут работать в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной каждая из них способна обеспечить отличную прибыль.

 __________

Кстати, открыть свой первый брокерский счёт можно прямо на нашем сайте. А если всё ещё боитесь выходить на рынок с реальными деньгами – потренируйтесь на демо-счёте.