Олигополия — понятие, суть, характеристика олигополии в экономике, издержки конкуренции

Олигополия

Монополистическая конкуренция на максимуме
Кандидат экономических наук

Термин «олигополия» описывает ситуацию, когда на рынке доминируют несколько крупных компаний. Инвестору важно понимать, как эта разновидность конкуренции влияет на перспективы как конкретной компании, так и всей отрасли.

Понятие олигополии

В экономической теории существует понятие совершенной конкуренции, когда множество продавцов, действующих в схожих условиях, предлагают аналогичные продукты. Более распространённый вариант — монополистическая конкуренция: продавцов меньше и каждый из них предлагает отличающиеся товары.

Пример. Совершенная конкуренция присутствует на розничном продуктовом рынке: продавцов много, товары схожи, цены открыты. Монополистическая конкуренция наблюдается в сегменте кредитных предложений от банков: их отличия друг от друга в деталях.

Олигополия — крайняя степень монополистической конкуренции: рынок контролируется несколькими участниками.

Причины формирования олигополий:

  • для входа на некоторые рынки нужны значительные инвестиции;

  • у лидеров образуются прочные связи с покупателями и другими участниками рынка;

  • нематериальные барьеры ограничивают появление новых конкурентов: у лидеров — лицензии, патенты, бренды;

  • существующие лидеры предпринимают активные действия против новичков — демпинг, негативная реклама и так далее.

Издержки олигополий для экономики:

  • завышенные цены — доминирующие компании, пользуясь слабостью конкуренции, извлекают выгоду из своего лидерства путём увеличения цен;

  • ограничение предложения — продвигаться будут только высокорентабельные продукты, которые не всегда соответствуют нуждам покупателей;

  • перекладывание издержек на потребителей — последствия провалов компаний частично оплачивают покупатели.

Нельзя сказать, что олигополия — это только минус в экономике. Она имеет свои плюсы:

  • крупным игрокам легче собрать средства для долгосрочных проектов;

  • доминирующие компании более устойчивы к краткосрочным рыночным колебаниям;

  • лидеры ориентированы на перспективу, а не только на краткосрочные выгоды.

Для участников фондового рынка олигополия в конкретном сегменте обозначает наличие доминирующих устойчивых компаний, способных решать свои проблемы за счёт покупателей. Также это означает наличие риска вмешательства государства, антимонопольные органы которого могут преследовать за злоупотребления как конкретные компании, так и всю отрасль, что может сказаться и на рыночных котировках.

Характеристика рынка олигополии

Основные разновидности олигополии

  • Картель — ведущие игроки взаимодействуют для регулирования спроса-предложения (ОПЕК).

  • Доминирование — в отрасли один явный лидер и несколько конкурентов («Сбербанк», «Газпром»).

  • Дуополия — рынок контролируют две фирмы (AMD и Intel в производстве процессоров для ПК).

  • Монополия — рынок контролирует одна компания («Росатом» в атомной отрасли).

На практике определить различия между этими разновидностями не всегда просто. Например, на мировом рынке браузеров доминируют шесть участников. Лидирует Chrome с долей 64%, далее идут Safari (19%) и Firefox (3,8%). Но есть значительные различия по регионам и типам устройств. Среди установленных на планшетах браузеров в мире лидируют Safari и Chrome, на каждый из которых приходится по 43%. А в США в том же сегменте лидирует Safari с долей 49% (у Chrome — 29%).

Для более глубокого понимания природы конкуренции на уровне конкретного сегмента и региона используются специальные показатели:

  • индекс Лернера (L);
  • индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI);
  • коэффициент концентрации (CR).

Индекс Лернера показывает долю прибыли компании в её выручке. Чем больше эта доля, тем значительнее власть компании на рынке.

HHI рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей отдельных компаний. При дуополии он составит: 50² + 50² = 5000, а при монополии, в предельном случае, — 10 000. В США значение HHI свыше 2500 сигнализирует об олигополии.

CR рассчитывается как сумма процентных долей рынка крупнейших компаний. Если CR > 70%, то в отрасли — олигополия. Наиболее часто используют CR₃ и CR₅ — доли рынка трёх и пяти компаний соответственно.

Пример. Доля трёх крупнейших продавцов отрасли 55, 20 и 10% соответственно; на трёх остальных приходится по 5%. Тогда HHI составит 55² + 20² + 10² + 5² + 5² + 5² = 3600.

CR₃ показывает, что на трёх лидеров приходится 85% рынка.

Оба коэффициента подтверждают, что на рынке — олигополия. Дополнительно можно рассмотреть их динамику, оценивая перспективы дальнейшей монополизации с вероятным вмешательством государства.

Для решения о вложении в конкретную компанию можно рассчитать L. Чем он ближе к единице — тем увереннее компания чувствует себя на рынке.

Примеры олигополии

В России олигополия присутствует в ключевых сегментах экономики:

  • топливно-энергетический комплекс;
  • банки;
  • страхование;
  • сотовая связь.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) характеризует газовый рынок как олигополию: доля трёх крупнейших участников («Газпром», «НОВАТЭК» и «НК «Роснефть») составляет более 70%. Схожая обстановка на нефтяном рынке, с доминированием нескольких вертикально интегрированных компаний.

Похожая ситуация наблюдается и в банковском секторе, о чём мы уже упоминали в отдельной статье. По данным ЦБ на пять крупнейших банков приходится 63% активов и 67% корпоративных кредитов банковской системы страны. Эти лидеры используют свои возможности для доминирования и в других сегментах финансового рынка.

Рис. 1. Олигополия на рынке доверительного управления. Источник: данные ФАС
Рис. 1. Олигополия на рынке доверительного управления. Источник: данные ФАС

Рынок платёжных систем также имеет олигополистическую структуру с тремя лидерами.

Лидеры/сегменты Действующие карты физических лиц Объём безналичных платежей
Visa 36,9 48,5
MasterСard 33,1 32,4
Мир 29,5 16,9
Остальные 0,6 2,2

Рис. 2. Доли платёжных систем (%). Источник: данные ФАС

Похожая ситуация и на страховом рынке, но там в каждом конкретном сегменте свои лидеры. Так, в секторе ДМС доминирует АО «СОГАЗ» с долей 43%.

Сегмент Число крупных игроков Их доля (%)
ОСАГО 5 63
КАСКО 5 80
ДМС 6 72
Страхование жизни 2 76

Рис. 3. Олигополия на страховом рынке. Источник: данные ФАС

Рынок сотовой связи контролируют четыре крупнейших участника: на них приходится 99% абонентов.

Лидеры/сегменты Число абонентов Доля в %
МТС 79 30
МегаФон 75 29
ВымпелКом 55 21
Tele2 48 19

Рис. 4. Олигополия на рынке сотовой связи. Источник: данные AC&M Consulting

По распространению и значимости олигополий Россия не является исключением.

Примеры олигополий в мире:

  • производство пассажирских самолётов (Airbus и Boeing);

  • производство процессоров для ПК (AMD и Intel);

  • поставщики мобильных устройств (доля Samsung, Apple, Xiaomi и Huawei — 75%);

  • операционные системы вычислительных устройств (доля Android, Windows и iOS — 88%).

Примеры олигополии в США:

  • сотовая связь — на трёх лидеров приходится более 80% рынка; у них 311 млн абонентов;

  • телевизионные СМИ — доминируют Fox, CNN и MSNBC;

  • социальные сети — на Facebook, Pinterest и Twitter приходится 94% рынка.

Олигополии являются скорее правилом, чем исключением, как в мире, так и в конкретных странах.

Инвестор, планируя вложения в ценные бумаги, особенно долгосрочные, должен изучить ситуацию с конкуренцией. Для инвестора олигополия означает устойчивость отрасли к краткосрочным колебаниям и способность лидеров перекладывать издержки на покупателей. Дополнительно изучается динамика этих коэффициентов — если степень конкуренции ослабевает, это может привести к государственному антимонопольному расследованию.

__

Остались вопросы по статье, хотите предложить интересную тему или знаете, как сделать «Открытый журнал» ещё лучше? Скорее пишите нам через форму обратной связи — мы с удовольствием ответим, тщательно изучим и обязательно примем во внимание. И не забудьте подписаться на нашу рассылку, иначе пропустите самое важное и интересное!