Обзор сектора производителей электромобилей: США, Канада

Какие риски для инвесторов несут крупнейшие производители электромобилей на североамериканском рынке
Частный инвестор

В прошлой статье мы кратко рассмотрели китайских производителей электромобилей, их финансовые показатели и динамику котировок акций. Североамериканской экономике тоже есть, что предложить инвесторам, однако здесь надо быть настороже — высока вероятность обмана со стороны самих производителей.

Electrameccanica Vehicles Corp (SOLO)

Канадский производитель. Отличается оригинальной концепцией — компания предлагает клиентам одноместные автомобили.

Рис.1. Электромобиль Electrameccanica Solo. Источник: electrameccanica.com
Рис.1. Электромобиль Electrameccanica Solo. Источник: electrameccanica.com

SOLO основана в 2015 г., но сейчас продажи можно назвать символическими. Выручка по итогам 2020 г. составила 550 тыс. долл., а убытки — почти 59 млн долл.

Компания является стартапом, хотя существует уже пять лет. В планах SOLO — производить 20 тыс. электромобилей в год. Производство началось в конце августа 2020 г. Базовая стоимость одного электромобиля — 18,5 тыс. долл.

Рис. 2. Из презентации для инвесторов. Источник: investors.electrameccanica.com/presentations
Рис. 2. Из презентации для инвесторов. Источник: investors.electrameccanica.com/presentations

Инвесторы относятся к планам компании с осторожностью. В ноябре 2020 г. цена за одну акцию SOLO выросла с 2,78 до 13,6 долл., но после этого упала на две трети. Сейчас SOLO торгуется на уровне 5 долл. за акцию.

Рис. 3. Динамика изменения стоимости акций SOLO. Источник: investing.com
Рис. 3. Динамика изменения стоимости акций SOLO. Источник: investing.com
Производители электромобилей в центре скандалов

Среди производителей электромобилей есть зрелые компании с выручкой около 1 млрд долл., но в целом это область стартапов. Инвестиции в подобные проекты несут в себе значительные риски. И дело не в том, что какой-то электромобиль не будет достаточно популярным, чтобы автопроизводитель смог обеспечивать прибыль для акционеров. Существуют также риски мошенничества со стороны самих компаний.

Nikola Corp (NKLA)

Американская компания по производству электромобилей. Осенью 2020 г. представила инвесторам образец грузовика, использующего водород в качестве топлива. Но видеоролик с демонстрацией возможностей водородного тягача оказался постановочным. Перед съёмками прототип затащили на холм и просто скатили оттуда. Подробности расследования Hindenburg Research можно почитать здесь.

Lordstown Motors Corp (RIDE)

Также Hindenburg Research разоблачила Lordstown Motors — производителя электропикапов. В декабре 2020 г. RIDE объявила, что имеет 80 тыс. предзаказов на свой пикап Endurance. Но выяснилось, что все они фиктивные. Компания доплачивала клиентам за то, чтобы они оставляли предзаказ, при этом у самих клиентов даже не было никакого парка автомобилей.

Workhorse Group Inc (WKHS)

В настоящее время про эту компанию не известно ничего плохого, но WKHS и RIDE — родственные компании, они имеют общие корни и менеджмент. Если Lordstown Motors оскандалилась, то вполне вероятно, что и в отношении Workhorse Group могут быть обнаружены нелицеприятные факты.

Электромобили как объект для инвестиций

Tesla не зря получила признание инвесторов. Хоть её акции и торгуются по заоблачным мультипликаторам, но, в отличие от остальных представителей сектора, у компании есть ряд преимуществ.

  • Получает реальную прибыль.
  • Имеет масштабное производство.
  • Не замечена в мошенничестве.

Однако рассчитывать на серьёзную выгоду здесь могут лишь те, кто успел купить акции Tesla несколько лет назад, когда про неё ещё особо никто не знал. Лучшим решением сейчас будет вкладываться в классических автопроизводителей, которые начали выпускать электромобили. Прибыли могут быть скромнее, но и вероятность попасть на откровенное мошенничество не так велика.

Не является инвестиционной рекомендацией.