Меню
Меню

Можно ли заработать на сезонности?

И есть ли она вообще
Александр Силаев
Частный инвестор, трейдер, писатель

Сезонность рынков, возможно, самая простая гипотеза. Есть много популярных идей, где здесь лежат деньги. Действительно ли фондовые рынки падают в мае? Действительно ли растут с ноября по апрель? Растут ли в первый день месяца и в первую неделю? А понедельник и пятница — особые дни?

Вероятно, какая-то сезонность есть. Но сильная сезонность (очевидная неэффективность, дающая возможность зарабатывать много и долго) почти невозможна логически. Это опрокинуло бы рынок. Точнее, рынок бы уцелел, достигнув угрожающего масштаба, а неэффективность схлопнула бы сама себя.

Представьте, что есть волшебная неделя или месяц, когда рынок с большой вероятностью что-то делает, неважно — падает или растёт. Стратегия по определению масштабируемая, окна входа-выхода — не пять минут, а несколько дней. В такое окно поместятся все деньги рынка. То есть получается, сколько бы мы туда ни положили — нам вернётся с отдачей, и так годами. Но это формула вечного двигателя, таких не бывает.

Предположим, нам нечто известно про июль (как раз про него особых поверий нет, так что возьмём его для примера). Допустим, известно — в июле рынок растёт. Тогда все, кто обратил на это внимание, будут покупать его в конце июня. В пределе в конце июня на покупку столпятся все, а в июле покупать будет уже некому.

Очевидная неэффективность соберёт под себя толпу, и эта толпа, когда станет глобальной, заработать не сможет — а на ком? Заработают только на этой толпе, например, купившие в начале июня и продавшие в начале июля. Эти единицы как раз прокатятся не вместе с толпой, а на ней. Тогда закономерностью будет уже рост в июне, а не июле. Толпа начнёт сбиваться туда, но как только она соберётся, всё волшебство переедет в май, и т.д. Система может быть только динамичной. Козыри свежи, дураки те же. Если козыри будут одни и те же много лет, дураки перестанут быть дураками, они адаптируются, и получится парадоксальная ситуация, что заработает любой дурак. А так быть не может.

Это хорошая картинка на тему ГЭР, гипотезы эффективного рынка. Если рыночная неэффективность сильная, надёжная и очевидная всем — она обречена испариться.

Кстати, я не сказал, что сезонность не работает. Она не может работать совсем как в сказке, но поискать — можно.