Меню
Меню

Мировой рынок нефти

Логистика перевозки и факторы, влияющие на цену

Нефть является важным товаром мировой торговли. Являясь важным энергоносителем, она обеспечивает за счет использования в транспорте экономические связи в мире.

Страны мира условно можно поделить на следующие группы:

  • Страны, только экспортирующие нефть — Саудовская Аравия, Россия, ОАЭ, Канада, Ирак, Кувейт, Ливия, Норвегия, Мексика, Ангола, Ливия, Иран, Венесуэла и другие;

  • Страны, добывающие нефть самостоятельно, но прибегающие к импорту для восполнения дефицита на внутреннем рынке — США, Китай, Великобритания;

  • Страны, которые не добывают нефть самостоятельно или могут погасить дефицит нефти исключительно за счет импорта — Индия, Япония, Евросоюз, Южная Корея.

В совокупности три страны — США, Россия и Саудовская Аравия — добывают более 40% мировой потребности в нефти. При этом основные мировые рынки потребления нефти — это США, Китай, Япония и Индия.

Для учета объема производства и потребления нефти используется количество баррелей в день.

Баррель — емкость одной стандартной бочки для нефти или нефтепродуктов на 159 литров.

При переводе из баррелей в тонны надо учитывать плотность нефти — у каждого сорта она разная.
Общее потребление нефти в мире составляет около 100 млн баррелей в день (в начале 2000-х — 80 млн). Спрос повышается в среднем на 2% в год. Локомотивы этого роста — страны, где уровень жизни повышается. В начале тысячелетия это был Китай, но в ближайшем будущем центром роста потребления может стать Индия.

Потребление нефти на мировых рынках по долям таково:

  • 36% — Азия (Китай, Индия);
  • 20% — США (в совокупности с Канадой это 25%);
  • 15% — Европа и Турция;
  • 9% — Ближний Восток;
  • 6,5% —Центральная и Южная Америка;
  • 4% — страны Африки;
  • 4% — страны СНГ.

Потребление нефти по отраслям экономики:

  • 70% — транспорт (авто, суда, тепловозы и авиация), из них 10% приходится на авиацию;
  • 25% — промышленность (15% этого — нефтехимия);
  • 5% — домашние хозяйства и бизнес.

Мировая торговля нефтью (в том числе и на фондовом рынке) — это вечный антагонизм между производителями и потребителями. Потребители ресурса — развитые страны, а его производители — страны с формирующийся экономикой (развивающиеся). Для стран-производителей нефти она — важный источник экспортной выручки и поступлений в бюджет. Им важно иметь высокие цены на ресурс. В отличие от них, развитые страны, особенно Европа и Китай, заинтересованы в низкой цене нефти. Кроме того, нефтепродукты являются для стран Евросоюза важным источником пополнения бюджета: продаваемый в розницу бензин облагается большими акцизами. Если цена нефти низка, то и оптовая стоимость понижается, а акцизов на бензин и дизельное топливо в бюджет поступает больше. Большая сумма акцизов в цене бензина характерна и для России. В отличие от Европы и США, его налогообложение не такое большое, поэтому любое сильное падение нефти на российском рынке приводит и к падению стоимости бензина.

Факторы, влияющие на цену нефти

Цена нефти, которая складывается на рынке — это компромисс между производителями и потребителями. При высокой цене потребители начинают искать альтернативные источники энергии, снижая при этом спрос; при низкой цене они закрывают нерентабельные производства, снижая добычу нефти. Такие качели создают волатильность на рынке.
Сильный удар по международному рынку нефти нанесла коронавирусная пандемия в 2020 году. Производителям и потребителям пришлось садиться за стол переговоров и вырабатывать совместные действия по стабилизации рынка. Эта ситуация связана с тем, что после прохождения пандемии на фоне восстановления экономики на рынке вернется и спрос на нефть. Если цены будут очень низкими, это может привести к обвалу добычи нефти и большому временному лагу по восстановлению ее производства, что может сделать цены необоснованно высокими.

Кроме того, на общий рынок нефти действуют и геополитические факторы. Основной район добычи — это зона Персидского залива, постоянный источник всевозможных вооруженных конфликтов, начиная от Ирако-Иранской войны в 1980-х годах и заканчивая нападением хуситов осенью 2019 года на нефтепромыслы Саудовской Аравии с помощью ракет. Многие экспортеры нефти ушли с рынка или в результате неверной экономической политики (Венесуэла), санкций со стороны США и Европы (Венесуэла, Иран), гражданской войны (Ливия).

Страны-экспортеры ОПЕК

Для регулирования цен на нефть страны-экспортеры объединились в организацию ОПЕК. Она устанавливает квоты для стран, входящих в организацию и, по сути, является картелем, что подвергается критике со стороны США — страны, имеющей развитое антимонопольное законодательство и являющейся главным потребителем нефти в мире.

Осенью 2016 году ОПЕК с Россией и другими странами-экспортерами (не членами организации) подписали Соглашение о сотрудничестве, которое позволило стабилизировать цены на нефть в долгосрочной перспективе после их падения в 2014-2016 годах. В июле 2019 года между странами-экспортерами было подписано более масштабное соглашение, получившие название Хартии. Главные страны организации Соглашения ОПЕК+ — Россия и Саудовская Аравия. В совокупности обе страны дают почти 20% производства нефти в мире. В России Соглашение ОПЕК+ подвергалось критике со стороны главы Роснефти И. И. Сечина в вопросе американского рынка нефти. Выступая на собрании акционеров Роснефти, он заявил: «Американцы будут наращивать добычу. Есть ли смысл сокращать нам, если американцы тут же восполнят и займут долю рынка?».

В настоящее время в Соглашение ОПЕК+ входят 24 страны. В апреле 2020 года Соглашение было подписано на два года до мая 2022.

Логистика перевозки нефти

Важно не только добыть нефть, но и доставить ее потребителю. Для этого используются специальные суда — танкеры, которые могут обладать большой вместимостью (супертанкеры) — и трубопроводы, обеспечивающие наземную транспортировку нефти. Более дорогостоящая транспортировка — перевозка в железнодорожных цистернах. До 60% всей добываемой в мире нефти перевозится танкерами. Морская перевозка малозатратна и позволяет перенаправлять ресурс из зон избытка в зоны дефицита, регулируя спрос и предложение на рынке нефти в мировом масштабе.

Россия занимает уникальное положение на рынке нефти. Основные зоны потребления — Европа и Китай — находятся в транспортной доступности от российских месторождений. Развитая сеть трубопроводов, наличие морских портов и железнодорожного транспорта в хорошем состоянии позволяет России диверсифицировать рынки для поставки сланцевой и других видов нефти.

_____________________________

Кстати, открыть свой первый брокерский счёт можно прямо на нашем сайте. А если всё ещё не готовы выходить на рынок с реальными деньгами — потренируйтесь на демо-счёте. И обязательно подпишитесь на обновления — актуальные и полезные материалы обязательно пригодятся вам в обучении!

Больше интересных материалов