Метавселенная — новый тренд или маркетинговый ход?

Meta уже заявила о развитии этого направления, а каким ещё компаниям будет выгодно создание новых виртуальных пространств

2021 год можно назвать годом метавселенных. Что же это такое? Новая и перспективная эпоха развития интернета, расширение границ взаимодействия человека и онлайн-пространства или очередной громкий маркетинговый ход, призванный обратить внимание инвесторов на компании и не имеющий под собой реальных перспектив?

О метавселенных говорили уже давно, но по-настоящему широко обсуждаемой эта тема стала после презентации Марка Цукерберга. В ней создатель Facebook описал основные вехи развития нового направления. А сама IT-корпорация была переименована в Meta (тикер FB).

Рис. 1. Презентационные материалы компании Meta Platforms. Источник: сайт компании
Рис. 1. Презентационные материалы компании Meta Platforms. Источник: сайт компании

Давайте разберёмся, что кроется за понятием «метавселенная», и проанализировать, какие отрасли и компании могут стать бенефициарами этого явления.

Что такое метавселенные?

Цукерберг назвал метавселенную виртуальным пространством, в рамках которого люди смогут созидать, проводить исследования, общаться, работать и играть. И делать всё это совместно, присутствуя в разных сервисах и продуктах, но при этом не находясь физически рядом. Более того, важной особенностью метавселенной будет возможность ощущать физическое присутствие другого человека через цифровые пространства.

Таким образом, развитие метавселенных — это, прежде всего, новый этап развития технологий (виртуальная и дополненная реальность, блокчейн и NFT) и взаимодействия человека с онлайн-средой. Кроме того, это своевременный этап развития и расширения технологического бизнеса с точки зрения генерирования новых источников финансовых поступлений.

Предшественником эры метавселенных стали современный смартфон и мобильный интернет. Но эра мобильного интернета, которую также называют Web 2.0, фактически себя исчерпала, и на смену ей приходит другая.

Эпоха Web 3.0 — это эпоха полного погружения человека в онлайн-пространство. Такие фантастические перспективы формируют новые рынки и новые возможности для технологических компаний.

По оценкам маркетологов, на горизонте пяти–десяти лет переход от Web 2.0 к Web 3.0 будет сопровождаться изменением потребительских привычек и потребностей, в первую очередь в сфере онлайн-игр и развлечений. Ведь именно игровая индустрия сыграла фундаментальную роль в начальной стадии формирования метавселенных и будет продолжать это делать. Уже сейчас многие крупные компании, такие как Roblox (RBLX), Meta, Apple (AAPL), Tencent (TCEHY) и другие, активно развивают новые игровые и развлекательные сегменты.

Эпоха Web 3.0 может сопровождаться появлением новых IT-гигантов и лидеров индустрии, а также угасанием ныне действующих крупных корпораций, которые не сумели вписаться в новые реалии рынка (например, Nokia).

По оценке самого Цукерберга, создание метавселенной может занять у его компании не менее пяти лет. А для построения всей индустрии необходимы разработки новых технологических стандартов и протоколов связи, что потребует от многих компаний нового оборудования и программного обеспечения.

Как будут функционировать метавселенные?

Представим, что некий человек (назовём его Игорь) создаёт свой уникальный трёхмерный аватар в Meta (Facebook), Microsoft Teams или любой другой метавселенной.

Аватарка стоимостью 7,5 млн долларов.

Посредством оборудования виртуальной и дополненной реальности (Oculus), используя свой аватар, Игорь посещает корпоративные виртуальные собрания и даже выполняет ряд своих служебных обязанностей. Он занимается созданием некоего архитектурного макета совместно с другими сотрудниками, которые находятся на другом материке и через аватаров работают вместе с Игорем (Horizon Workrooms). В ходе этой работы сотрудники обмениваются файлами, создают графические объекты и так далее.

После работы Игорь посещает виртуальный кинотеатр с девушкой (посредством сервисов Netflix). Их аватары появляются среди таких же аватаров в большом зале.

По окончании фильма пара решает заглянуть в виртуальный бутик Amazon, где девушка Игоря присматривает себе новую виртуальную спортивную форму с хорошей скидкой, в которой она по утрам будет играть в большой виртуальный теннис на крыше небоскрёба. А тем временем Игорь развлекается игрой в танки с друзьями.

Или, допустим, они вместе покупают красивую картину, которую можно повесить в доме, построенном в Roblox. Оплату своих покупок Игорь совершает криптовалютой через платёжную систему PayPal.

Этот сценарий возможного развития метавселенных включает в себя инструменты корпоративной коммуникации, прямые трансляции событий, электронную коммерцию и обмен ценными вещами. Основными конструктивными элементами создания и функционирования метавселенных являются оборудование, облачные сервера, контент и кибербезопасность.

Для каких компаний будет выгодно создание метавселенных?

Можно выделить пять направлений бизнеса, которые смогут извлечь выгоду из развития новой цифровой индустрии.

Компании, которые строят свои метавселенные (Meta (Facebook), Nvidia, Microsoft, Apple)

Facebook — один из лидеров построения собственной метавселенной. Компания имеет в своём активе социальные сети Facebook, Instagram, мессенджер WhatsApp, совокупная аудитория которых на 2021 г. составляет около 3 млрд пользователей.

В арсенале Facebook уже есть многофункциональное устройство виртуальной реальности нового поколения Oculus Quest 2, которое предназначено не только для игр и развлечений, но и для решения рабочих вопросов.

Рис. 2. Презентационные материалы компании Meta Platform. Источник: сайт компании
Рис. 2. Презентационные материалы компании Meta Platform. Источник: сайт компании

Компания запустила бета-версию Horizon Workrooms — виртуальные рабочие комнаты, позволяющие людям собираться вместе, чтобы работать в одном виртуальном пространстве независимо от физического расстояния.

Рис. 3. Презентационные материалы компании Meta Platform. Источник: сайт компании
Рис. 3. Презентационные материалы компании Meta Platform. Источник: сайт компании

Nvidia (NVDA) уже развивает свою вселенную Omniverse — открытую расширяемую платформу для совместной работы в виртуальной среде и физически корректного моделирования в реальном времени.

Рис. 4. Omniverse Enterprise — платформа для совместной работы с 3D-графикой. Источник: сайт компании
Рис. 4. Omniverse Enterprise — платформа для совместной работы с 3D-графикой. Источник: сайт компании

Возможности Omniverse позволяют её участникам объединять свои инструменты и проекты в виртуальной среде. А созданные участниками продукты могут быть проданы другим участникам на этой же платформе.

Рис. 5. Презентационные материалы компании Nvidia. Источник: сайт компании
Рис. 5. Презентационные материалы компании Nvidia. Источник: сайт компании

Microsoft (MSFT) развивает операционную среду в рамках платформы Microsoft Teams. Компания вступила в гонку за создание метавселенной внутри Teams всего через несколько дней после того, как Facebook переименовался в Meta.

В 2022 г. Microsoft собирается внедрить платформу Mesh для совместной работы в виртуальных средах Microsoft Teams, в которых может участвовать любой пользователь благодаря анимированным аватарам.

В создании аватаров будет задействован искусственный интеллект, воссоздающий не только визуальную часть аватара, но и его голосовые функции.

Рис. 6. Презентационные материалы компании Microsoft. Источник: сайт компании
Рис. 6. Презентационные материалы компании Microsoft. Источник: сайт компании

Также в следующем году компания планирует запустить виртуальные помещения для встреч, которые будут работать с гарнитурой VR (виртуальной реальности) или AR (дополненной реальности). По замыслу разработчиков, они будут открыты для пользователей на нескольких устройствах благодаря работе с анимированными аватарами.

Компании, которые производят специальное оборудование

  • Nvidia — один из лидеров по производству графических процессоров.

  • AMD (AMD) — основной конкурент Nvidia на рынке графических процессоров.

  • Intel (INTC) — разработчик и производитель электронных устройств и компьютерных компонентов.

  • Taiwan Semiconductor Manufacturing (TSM) — крупнейший производитель и основной поставщик чипов для смартфонов и настольных процессоров для Apple, AMD, Nvidia и так далее.

  • Qualcomm Inc. (QCOM) — одна из ведущих компаний по производству полупроводников и телекоммуникационного оборудования.

Компании — разработчики программ и компании, которые специализируются в области криптоплатежей

С 2020 г. PayPal (PYPL) официально вышел на рынок криптовалют, разрешив криптовалютные платежи и добавив услуги кошелька. Это позволяет клиентам покупать, продавать и хранить криптовалюту вместе с фиатными деньгами.

Компании, которые создают контент

  • Tencent — руководство компании видит три основных направления развития в области метавселенных: разработка высокоинтерактивных онлайн-игр, создание и развитие геймифицированной социальной сети, развитие технологий виртуальной и дополненной реальности.
Рис. 7. Метавселенная Tencent. Источник: https://www.nasdaq.com/
Рис. 7. Метавселенная Tencent. Источник: https://www.nasdaq.com/
  • Netflix (NFLX) — компания с 2018 г. проявляет интерес к продуктам с эффектом присутствия и виртуальной реальности. В будущем одним из основных направлений развития, согласно заявлениям руководства компании, может стать создание интерактивного видеоконтента и игр.

  • Roblox — компания, которая занимается разработкой онлайн-видеоигр. Игровая платформа Roblox уже сегодня отчасти реализовала потенциал метавселенной, предоставив своим пользователях функционал для создания игр и построения сообществ.

В 2020 г. онлайн-концерт Lil Nas X в Roblox собрал 30 млн зрителей.

В 2021 г. компания объявила о сотрудничестве с Nike по созданию виртуального игрового пространства Nikeland.

Рис. 8. Презентационные материалы компании Nike. Источник: сайт компании
Рис. 8. Презентационные материалы компании Nike. Источник: сайт компании
  • Amazon (AMZN) — в качестве своего участия в создании контента компания рассматривает возможность создания виртуальных комнат примерки в сфере розничной торговли. Об этом на одной из конференций заявил Билл Васс, вице-президент Amazon по техническим вопросам.

  • Apple — в руководстве компании ещё не делали каких-то заявлений по поводу метавселенных, но нет сомнений в том, что Apple вступит в эту гонку. По сообщениям от инсайдеров, компания планирует выпустить новый гаджет виртуальной реальности уже к концу 2022 г. Устройство будет оснащено процессорами последнего поколения M1.
Рис. 9. Устройство виртуальной реальности и его использование. Источник: https://www.patentlyapple.com/
Рис. 9. Устройство виртуальной реальности и его использование. Источник: https://www.patentlyapple.com/

За неделю до презентации Цукерберга Управление по патентам и товарным знакам США опубликовало патентную заявку от Apple, которая касается будущего приложения Metaverse. Патент Apple описывает несколько типов будущих устройств, в том числе и с возможностью встраивания смартфона в устройство, закреплённое на голове. При этом у пользователя будет иметься возможность отключения физических функций у его аватара (звука, изображения, части изображения и так далее). Apple предполагает, что физические движения рук или ног пользователя будут сканироваться с помощью датчиков и отражаться в виртуальном мире.

Однако Apple редко становится первопроходцем в технологических новинках. Политика компании заключается в изучении уже имеющихся на рынках продуктов, выявлении и доработке их слабых мест. Так было с плеерами, часами, наушниками, такая же стратегия, скорее всего, будет и с VR. Нам остаётся только ждать.

Компании, которые специализируются на кибербезопасности

Поскольку метавселенная относится к новой области нашей жизнедеятельности, которая практически не регулируется на законодательном уровне, то существует огромное пространство для мошенничества.

В период массовых локдаунов и удалённой работы многие компании столкнулись с различного рода кибератаками и были вынуждены повышать уровень digital-безопасности. Кража персональных данных, взлом, хищение криптовалюты с бирж и прочие угрозы уже давно стали обыденностью онлайн-сферы. Метавселенные не станут исключением, ведь весь спектр киберугроз остаётся актуальным и для них.

Среди возможных бенефициаров можно выделить:

  • Check Point Software Technologies Ltd. (CHKP),

  • Fortinet Inc. (FTNT),

Qualys Inc. (QLYS).

Потенциал рынка

Единого мнения о возможном финансовом потенциале метавселенных у экспертов пока нет.

По оценкам одних специалистов, уже с 2024 г. ёмкость сегмента может составить около 300 млрд долл., что даёт почти десятикратный рост всего за три года.

Рис. 10. Прогноз развития рынка метавселенных. Источник: диаграмма построена автором
Рис. 10. Прогноз развития рынка метавселенных. Источник: диаграмма построена автором

Основательница инвестиционного фонда ARK Invest Кэтрин Вуд считает, что метавселенные имеют ещё более высокий потенциал, чем кажется, и оценивает рынок в несколько триллионов долларов.

Аналитики Bloomberg прогнозируют, что к 2024 г. метавселенные могут вырасти до рынка в 800 млрд долл.

По прогнозам основателя Meta Platform (Facebook) Марка Цукерберга, к 2030 г. аудитория метавселенных приблизится к отметке в 1 млрд пользователей, а финансовые обороты онлайн-пространства будут достигать миллиардов долларов.

Но в одном эксперте едины — развитие метавселенных придаст новый импульс рынку e-сommerce. В виртуальном пространстве можно будет продавать не только рекламу, но и различные товары. Например, уже сейчас можно приобрести оцифрованные предметы искусства в формате NFT: аукционный дом Christie»s в 2021 г. продал произведение цифрового искусства художника Бипла через NFT за 69 млн долл. Или купить участок онлайн-земли: проект-метавселенная The Sandbox продаёт виртуальные участки по соседству с виртуальным имением Snoop Dogg, общая стоимость всех лотов оценивается в 2,1 млн долл.

А что в России?

Лишь одна российская компания на сегодняшний день заявила о своих намерениях по созданию собственной метавселенной. Ей оказался разработчик игр из Якутска MyTona.

Рис. 11. Презентационные материалы компании MytonaVerse. Источник: сайт компании
Рис. 11. Презентационные материалы компании MytonaVerse. Источник: сайт компании

Приложение Mytonaverse от разработчика будет создано для общения в виртуальных пространствах. Его функционал позволит проводить виртуальные собрания, путешествовать по разным социальным хабам. В перспективе приложение будет поддерживать технологии блокчейн и NFT. Ожидаемая дата выхода — декабрь 2021 г.

Есть и противники метавселенных, которые считают это очередным масштабным маркетинговым ходом. Также пока остаётся неясным отношение государственных структур к этому вопросу. В последнее время в США и ряде европейских стран сформировалась позиция, нацеленная на ограничение влияния крупных IT-корпораций.

Что касается котировок акций Meta Platform (Facebook), то пока существенного позитивного вклада информационный шум вокруг метавселенных и переименование компании в них не внесли. С сентября по декабрь 2021 г. на фоне разоблачений политики компании и сокращения темпов роста финансовых показателей ценные бумаги Meta просели на 20%.

Рис. 12. Динамика изменения стоимости акций Meta Platform, октябрь–декабрь 2021. Источник: TradingView
Рис. 12. Динамика изменения стоимости акций Meta Platform, октябрь–декабрь 2021. Источник: TradingView

При этом аналитики придерживаются позитивных оценок насчёт перспектив компании по мере реализации амбициозных планов её руководства. Однако Meta и другим компаниям, строящим метавселенные, придётся показать инвесторам что-то более весомое, чем презентации.