Фондовый рынок можно сравнить с океаном, где приливы и отливы случаются с завидной регулярностью. Во время приливов мы можем увидеть бурный рост котировок фондовых индексов: на рынке царит оптимизм, инвесторы и спекулянты готовы платить за активы гораздо больше их фундаментальной стоимости, чем ещё сильнее разгоняют котировки до заоблачных высот, все вокруг меряются доходностями и начинают подумывать о покупке яхт и частных самолетов.
Но в какой-то момент рост внезапно сменяется стремительным падением — и всё переворачивается с ног на голову. Возникает пессимизм, который постепенно нарастает и превращается в настоящую панику. В этот период участники торгов готовы (или вынуждены) продавать даже самые устойчивые и прибыльные активы сильно ниже справедливой стоимости. Когда наиболее впечатлительные начинают копать землянки, покупать патроны и консервы, пик кризиса обычно проходит, а за ним следует новый период роста — и так по кругу.
Вроде бы всё просто, понятно и много раз пройдено, но почему-то трейдеры зачастую бывают совершенно не готовы к очередной коррекции или кризису.
Так городские службы в моём городе всегда оказываются застигнутыми врасплох выпавшим в январе снегом.
Но разумному инвестору следует помнить, что любой кризис — это не только риски, но и возможности. В периоды наибольшей рыночной неопределённости и нервозности обычно делаются самые значительные капиталы.
У меня есть несколько установок, которые помогают мне не только спокойно переносить значительные падения рыночных котировок, но и извлекать из этого выгоду:
Как только я принял неизбежность периодических коррекций и кризисов, а также честно признался в своей неспособности предугадывать как, где, когда, почему и насколько долго они будут происходить — работать на фондовом рынке стало гораздо спокойнее и приятнее.
Я лишь придерживаюсь некоторых правил, которые стали следствием установок, описанных выше.
Кризис — это время больших рисков для одних и потрясающих возможностей для других. Именно в этот период становится понятно, кто готов работать вдолгую, а кто оказался на рынке случайно.