Меню
Меню

Как рассчитать стоимость чистых активов?

Формула и пример расчёта

Часто при осуществлении оценки стоимости компании рассчитывают её чистые активы. Значение чистых активов помогает инвесторам оценить эффективность текущей бизнес-модели компании, так как способность предприятия в процессе своего развития генерировать не обременённые обязательствами активы является признаком эффективности. Данный показатель, как и остальные показатели фундаментального анализа, следует рассматривать в динамике как минимум за предыдущие три-пять лет. В данной статье мы опишем, как рассчитать чистые активы компании.

Логика и методика расчёта чистых активов

Чистыми активами являются активы компании, свободные от обязательств. Чтобы рассчитать данный показатель, целесообразно вспомнить структуру бухгалтерского баланса предприятия, который делится на два основополагающих раздела: активы — то, чем обладает компания, пассивы — те средства, за счёт которых были сформированы активы. При этом золотое правило баланса: разность активов и пассивов равна нулю. Многие не совсем верно представляют чистые активы как разность активов и пассивов, что по балансу априори даст нулевой результат, а чистые активы — это именно разность активов и суммарных обязательств, которые являются лишь частью раздела пассивов компании.

Активы в балансе представлены двумя видами: оборотные (срок полезного использования которых не превышает 12 месяцев) и внеоборотные (срок полезного использования которых превышает 12 месяцев). Оборотные активы в основной массе представляются остатками ТМЦ на складах, денежными средствами и дебиторской задолженностью. Внеоборотные активы представлены основными средствами и инвестициями компании.

Обязательства представляются в разделе пассивов компании как краткосрочные (необходимые к погашению в ближайшие 12 месяцев) и долгосрочные (необходимые к погашению в последующие 12 месяцев). Также в разделе пассивов присутствует подраздел «Капитал», который в основной массе представлен размером уставного капитала компании и нераспределённой прибылью, которая по сути является некредитным ресурсом образования активов. Размышляя логически, можно сказать, что чистые активы образуются за счёт уставного капитала и нераспределённой прибыли.

Рис. 1. Бухгалтерский баланс ПАО «Лукойл»

Показатель чистых активов тесно переплетён со значением собственного капитала компании, и во многом эти понятия являются тождественными и взаимозаменяемыми. Разность указанных понятий больше носит не практическую, а юридическую составляющую, так как указанные показатели публикуются при определении достаточности средств организаций, занимающихся различными операциями с денежными средствами своих вкладчиков, как своеобразная мера оценки инвестиционного риска.

Согласно постановлению Минфина, значение чистых активов следует рассчитывать как разность активов и обязательств за минусом обязательств учредителей по взносам в уставный капитал и доходов будущих периодов. Можно рассчитать чистые активы по формуле:

ЧА = (ОА + ВНА — ЗУч) — (ДО + КО — ДБПер), где

  • ЧА — чистые активы,
  • ОА — оборотные активы,
  • ВНА — внеоборотные активы,
  • ЗУч — задолженность учредителей,
  • ДО — долгосрочные обязательства,
  • КО — краткосрочные обязательства,
  • ДБПер — доходы будущих периодов.
Пример расчёта стоимости чистых активов

В качестве примера рассмотрим ПАО «Лукойл». Чтобы рассчитать чистые активы компании, возьмём бухгалтерский баланс, в котором вычислим сумму значения оборотных (1 225 641 млн руб.) и внеоборотных активов (3 759 032 млн руб.), получим 5 014 673 млн руб. Далее просуммируем долгосрочные (956 323 млн руб.) и краткосрочные обязательства (830 686 млн руб.), что даст результат 1 787 009 млн руб. Следующим шагом вычтем из значения активов (5 014 674 млн руб.) значение обязательств (1 787 009 млн руб.), в итоге получим 3 227 665 млн руб., что и составит значение чистых активов компании.

В экономической практике часто вычисляют значение показателя чистых активов — как для выполнения обязательной юридической нормы, так и для оценки эффективности бизнеса инвесторами. Однако в любом из случаев динамика изменения данного показателя способна дать представление о развитии компании и эффективности её бизнес-модели.

__

Напоминаем, что для вашего удобства мы еженедельно собираем эту и другие статьи в один большой дайджест — вы сразу выбираете нужное и отсекаете лишнее. Чтобы получать такую рассылку еженедельно, просто подпишитесь на неё внизу страницы.

Больше интересных материалов