Меню
Меню

Как найти инвестиционную идею?

О ключевом документе для поиска идей, используемый инвесторами по всему миру
Григорий Богданов
Личный брокер «Открытие Брокер»

Путь инвестора – это путь поиска, обучения и непрерывного развития. Именно таким способом находятся инвестиционные идеи и ответ на вопрос: на чём здесь можно заработать?

Наиболее популярным направлением для заработка в современных компаниях является поиск растущих бизнесов или стабильных дивидендных историй. Это отражает альтернативу любой прибыльной компании: заработанное она может или реинвестировать в себя, или отдать акционерам. Некоторые компании концентрируются на одном сценарии, другие ставят себе задачу ловко балансировать между двух вариантов, однако за каждой компанией стоит идея – тот самый инвестиционный тезис, который сдвинет с мёртвой точки котировку или позволит поддерживать денежный поток в пользу инвестора.

Найти идею – значит изучить бизнес компании, понять, как организованы её бизнес-процессы, в чём заключаются конкурентные преимущества рассматриваемого бизнеса, где есть возможные слабости и делает ли компания шаги по уменьшению их влияния. Изучение сути самого бизнеса – это отправная точка в определении инвестидеи.

Возникает логичный вопрос: как и где знакомиться с выбранным бизнесом, насколько сложно искать нужную информацию и где она находится? Найти нужные сведения в наш информационный век достаточно несложно, но стоит быть заранее готовым к их объёму.

Любая современная публичная (имеющая ценные бумаги в свободном обращении) компания размещает на своём сайте специальный раздел. Обычно он называется «Инвесторам и акционерам» или представляет собой любые вариации на данную тему. Иногда достаточно в поисковой строке напечатать рядом название компании и слово «инвесторам», как вам первые же ссылки предложат нужный раздел на корпоративном сайте.

Крупные публичные компании обычно достаточно открыты и публикуют следующие документы для инвесторов.

1. Операционный отчёт.

Документ выходит раньше финансовых и содержит операционные показатели, то есть сколько компания произвела и продала продукции в натуральном выражении. Это хорошее подспорье для понимания той выручки, которую мы уже совсем скоро увидим в финансовой отчётности, поскольку выручка представляет собой произведение цены товара на его объём. Для сырьевых компаний мы можем посмотреть динамику фьючерса на соответствующее сырьё, а об объёме узнаем из операционного отчёта.

2. Пресс-релиз.

Краткий документ, содержащий наиболее распространённые финансовые метрики, а также обращение руководства с анализом прошедшего периода и (в отдельных случаях) ожиданиями на предстоящий период. При наличии у компании прозрачной дивидендной политики этот документ позволяет подсчитать ожидаемый уровень дивидендных выплат. Например, российские компании платят, как правило, процент от чистой прибыли / показателя EBITDA / свободного денежного потока. Все три показателя можно найти в пресс-релизе.

3. Финансовая отчётность.

Достаточно обширный документ, содержащий отчёт о прибылях и убытках, финансовом положении компании (баланс), движении денежных средств и изменениях в капитале. Однако обозначенные документы составляют меньшую часть отчётности компании, в то время как основная часть представляет собой примечания к этим данным. Изучение финансовой отчётности является неотъемлемой частью в процессе поиска инвестиционной идеи, поскольку именно в этом документе сосредоточены все финансовые подробности работы бизнеса. Специалисты финансового рынка ежеквартально актуализируют данные по финансовой отчётности компании, чтобы держать руку на её бизнес-пульсе.

4. Презентация компании.

Презентация компании чаще всего посвящена квартальным результатам. Это красочный документ, который наглядно демонстрирует не только текущие достижения компании, но и предлагает инвесторам рассмотреть их в динамике. Услышав отдельно взятую цифру, например, десять миллиардов рублей прибыли, сложно ответить на вопрос: это мало или много для данного бизнеса? И, только оценив в динамике, мы можем увидеть прорыв или, наоборот, стагнацию показателей. Презентация также может содержать данные прогнозного характера и раскрытие планов компании на ближайшую, а иногда и среднесрочную перспективы.

Однако есть презентации, посвящённые важным корпоративным событиям, и их ценность особенно высока. Подобные презентации обычно выпускаются по разовым важным встречам или поворотным моментам в жизни компании. Принятие новой стратегии компании на пять лет, изменение дивидендной политики, слайды со встречи с инвесторами, где рассматривались важные вопросы и т.д. Такие документы очень важны для изучения, поскольку раскрывают стратегический вектор развития бизнеса.

5. Транскрипт конференц-звонка.

По итогам раскрытия отчётности и публикации презентации, посвящённой результатам квартала, компании организовывают конференц-звонок. В ходе этого мероприятия топ-менеджмент проходит по всем или основным слайдам презентации, даёт свою оценку завершившемуся кварталу. Наиболее полезной частью конференц-звонка является сессия ответов на вопросы, где могут быть раскрыты важные подробности, не отмеченные ни в отчётности, ни в презентации. Конференц-звонок – продолжительное мероприятие, поэтому очень полезно, когда компании выкладывают отдельным документом его транскрипт. К сожалению, не все компании поступают таким образом.

Всё это выглядит как значительный объём информации к изучению, поэтому возникает логичное желание получить документ, в котором бы органично сочетались наиболее существенные элементы перечисленных документов. На самом деле такой документ есть, только обновляется он один раз в год. Это годовой отчёт компании, который, как правило, выдаётся акционерам при посещении годового общего собрания акционеров (ГОСА), а также, конечно, размещается на корпоративном сайте компании.

Из годового отчёта мы можем узнать следующее:

  • как устроен бизнес компании, в чём заключается её бизнес-модель;

  • кто владеет бизнесом, как распределены доли собственников;

  • какова дивидендная политика компании на текущий момент;

  • анализ результатов завершившегося периода со стороны руководства;

  • текущие бизнес-проекты, их сроки и потенциальный эффект в будущем;

  • финансовая отчётность, прошедшая аудит, в приложении к основной части документа.

Годовой отчёт охватывает все стороны жизни компании и позволяет сформировать комплексное мнение об её эффективности деятельности. Это ключевой документ для поиска инвестиционных идей, используемый инвесторами по всему миру.

--

Кстати, инвестиционные идеи можно получать на свой телефон. Для этого нужно подключить тариф «Ваш финансовый аналитик».