Как искать инвестиционные идеи?

Практические советы от профессионального аналитика
Константин Бушуев
Начальник отдела анализа рынков «Открытие Брокер», к.э.н.

Для успешного инвестирования средств любого клиента на фондовом рынке необходимо четко понимать, какова будет стратегия инвестиций на рынке, уровень собственной терпимости к риску, а также где клиент будет брать инвестиционные идеи. Последнее при этом является определяющим, так как именно от потока идей и их успешности будет напрямую зависеть благосостояние счёта клиента. Некоторые клиенты с профильным образованием и собственным богатым опытом торговли могут выискивать инвестиционные идеи сами. Но большинство все же принимает решения о покупке/продаже активов на фондовом рынке, опираясь на рекомендации опытных аналитиков. При этом важно, чтобы track record идей аналитиков был продолжительным, результаты стабильно показывали высокий процент прибыльных идей, а также высокий процент идей выше бенчмарка.

Как же аналитики ищут инвестиционные идеи?

Универсальных рецептов здесь нет, но мы попытаемся описать наиболее часто используемые успешные подходы.

Во-первых, необходимо определиться, с характером идей, которые нужны клиенту. Если клиент настроен на частую спекулятивную торговлю, то идеи, основанные на техническом анализе, будут доминировать в его портфеле. Для технического анализа достаточно знать значения цен и объёмов торгов финансового инструмента, а также иметь программный инструментарий для построения осцилляторов и графического анализа. А сами спекулятивные идеи обязаны иметь четкие уровни входа, стоп-приказа и тейк-профита. При этом успешность технической торговли очень часто ставится под вопрос, и большинство клиентов предпочитает более надежные инвестиционные идеи, основанные на фундаментальном анализе. Фундаментальный анализ гораздо более сложен, но его использование позволяет формировать портфель из идей, львиная доля которых является успешной. При этом методы, которые используют аналитики при поиске фундаментальных идей, могут быть самыми разными.

Движение от общего к частному

Первый метод, который часто используется крупными глобальными инвесторами и аналитиками — движение от общего к частному. Например, руководствуясь принципами asset allocation, аналитики с помощью макроэкономического анализа могут выделить классы активов, которые будут пользоваться наиболее высоким спросом в данной фазе экономического цикла. При этом класс акций в общем глобальном портфеле wealth management может занимать лишь небольшую часть. Хотя при правильном выборе акции могут дать инвесторам кратную прибыль, в то же время они традиционно воспринимаются инвесторами как финансовые инструменты с повышенным риском.

Так или иначе, двигаясь дальше от общего к частному, аналитик при поиске инвестиционной идеи может основывать свой выбор на потенциально привлекательных «темах». Например, отдавая предпочтение какой-либо отрасли, в которой ожидается бурный рост, или какой-то определённой стране. После этого аналитик может проводить экспресс-анализ компаний в отрасли/стране по так называемым мультипликаторам — отношениям различных рыночных оценок компаний к производственным/финансовым показателям, а также уровням роста выручки, уровням рентабельности и другим показателям.

При этом надо понимать, что могут быть как универсальные мультипликаторы (например, P/E, EV/EBITDA, P/S, P/BV), так и специфичные для своих отраслей (EV/IC, P/NAV и другие). Такая быстрая оценка в рамках сравнительного анализа позволяет зацепиться глазу аналитика за наиболее перспективные компании в отрасли/стране. Далее уже, как правило, идет более подробный тщательный анализ с использованием инструментария доходных методов и построения подробной модели дисконтированных денежных потоков (DCF). Именно этот анализ является наиболее обоснованным для «живых» компаний, позволяет с наиболее высокой точностью определить справедливую цену акций и соответственно потенциал роста рыночной цены. Надо ещё понимать, что класс аналитика при построении таких моделей DCF является критичным моментом. В итоге аналитик находит наиболее интересные для покупки акции с потенциалом роста выше рыночного бенчмарка, которые могут быть предложены инвесторам. При этом не стоит забывать дополнительные принципы отбора компаний. В условиях финансового капитализма зачастую сильные компании становятся ещё сильнее, а слабые — ещё слабее. Поэтому инвесторы традиционно предпочитают компании, которые могут по тем или иным параметрам лидировать в секторе. Акции слабых компаний, как правило, могут быть интересны инвесторам только в редких особых случаях при корпоративных действиях или когда общий «прилив» ликвидности поднимает все лодки на рынке.

Также надо учитывать, что при выборе инвестиционных идей важно изначально определиться с характером идеи. Если у компании быстрорастущий бизнес, который по темпам роста заметно опережает рынок, то такие компании могут быть интересны инвесторам в акции роста. Они могут быть изначально высоко оценены рынком по мультипликаторам, но по мере роста бизнеса эти мультипликаторы могут снижаться. В то же время, в отличие от компаний роста компании стоимости могут оцениваться по мультипликаторам низко, но занимают устойчивую долю рынка в своей рыночной нише, четко контролируют издержки и платят высокие дивиденды, превышающие доходности облигаций. Если же в компании нет ни признаков роста, ни признаков стоимости, то предлагать её  инвесторам вряд ли имеет смысл. Бывают случаи, когда у компаний есть признаки как высокого роста, так и очень низкой оценки рынком. Но такие случаи бывают крайне редко. Например, автору этих строк посчастливилось купить в декабре 2008 года акции НОВАТЭК по 49 рублей за штуку при том, что компания демонстрировала сверхвысокие темпы роста выручки и одновременно была оценена лишь в 3-4 годовых прибыли (P/E).

Метод сплошного отбора

Кроме движения от общего к частному аналитики могут также использовать метод сплошного отбора. При помощи различных скринеров в базах данных Bloomberg, Reuters Eikon или других, аналитики могут ограничивать все множество глобальных акций своими фильтрами по заданным условиям. В итоге такие скринеры могут давать на выходе несколько десятков потенциально интересных в глобальном масштабе инвестиционных идей. Далее уже аналитик может подробно рассматривать бизнес компаний, их оценку рынком, формировать модели DCF и предлагать готовые инвестиционные идеи клиентам. Класс и опыт аналитика и в этом случае является определяющим. При этом не стоит забывать, что даже наиболее перспективные по бизнесу компании могут быть локально переоценены рынками и требовать коррекций. Или же, наоборот, рынок может долгое время быть неэффективным, а рыночная цена длительное время находиться сильно ниже рассчитанной аналитиком справедливой цены. В идеале при поиске инвестиционных идей наиболее опытные аналитики стараются учитывать все факторы, влияющие на рыночную цену, включая микроэкономический, макроэкономический и даже технический анализ. Иногда для этого используются скоринговые модели, которые позволяют определить момент, когда в акциях эмитента зажигаются все «звезды» на рост (или, наоборот, на короткую продажу). Такие условия могут создавать идеальный вход в идеальную позицию.

Ситуационный анализ

Наконец, пожалуй, последний метод поиска инвестиционных идей — реакция аналитика на рыночные события. Например, новость о внезапных выдающихся показателях предприятия может заставить аналитика резко переменить свое мнение по компании и выдать оперативную рекомендацию. Или новость о привлекательной оферте превратить акцию из финансового инструмента с повышенным риском фактически в безрисковый депозит с высокой доходностью. Недостаток таких идей в том, что, как правило, их бывает очень мало на рынке. А в случае высокой эффективности рынков рекомендация аналитика поступает уже довольно поздно, чтобы инвесторы смогли успешно войти в позиции.

Так или иначе, надо понимать, что акции всегда были и остаются финансовыми инструментами с повышенным риском. А риск на рынках пропорционален доходности. К счастью Грааль на рынках пока не нашли, поэтому-то рынки и продолжают жить, создавать моменты неэффективности, которые и служат основой для инвестиционных идей аналитиков. Надо также понимать, что на рынке сколько людей, столько и мнений. Каждый аналитик может использовать свои уникальные методики поиска инвестиционных идей. Главное, чтобы они работали и давали доход инвесторам. По статистике, у отдела анализа рынков Открытие Брокер за последние пять лет 76-89% фундаментальных идей ежегодно показывали прибыль, а 63-77% были лучше соответствующих бенчмарков. Даже несмотря на кризисные провалы последних лет. Эти показатели растут год от года, и, на наш взгляд, за счёт усовершенствования методик отбора и ведения инвестиционных идей можно улучшать эти показатели и дальше.