Beneish M-Score — статистическая модель для проверки вероятности манипулирования с отчётностью. В оценке используются финансовые коэффициенты, получаемые на основе публикуемого бухгалтерского учёта компаний. В 1999 году профессор Школы бизнеса им. Келли при университете Индианы Мессод Бениш опубликовал статью, в которой раскрывается метод обнаружения манипулирования доходами. Впоследствии были проведены дополнительные исследования, и на просторах интернета можно найти калькулятор.
Beneish M-Score рассчитывается с использованием восьми переменных и учитывает специфические параметры.
M-score = −4,84 + 0,92 * DSRI + 0,528 * GMI + 0,404 * AQI + 0,892 * SGI + 0,115 * DEPI — 0,172 * SGAI + 4,679 * TATA — 0,327 * LVGI, где:
DSRI — Days Sales in Receivables Index — индекс дневных продаж в дебиторской задолженности;
GMI — Gross Margin Index — индекс рентабельности продаж по валовому продукту;
AQI — Asset Quality Index — индекс качества активов;
SGI — Sales Growth Index — индекс роста выручки;
DEPI — Depreciation Index — индекс амортизации;
SGAI — Sales, General and Administrative Expenses Index — индекс общих и административных расходов;
TATA — Total Accruals to Total Assets — индекс общих начислений к сумме активов;
LVGI — Leverage Index — индекс отношения всех обязательств к активам.
Если M-score меньше −2,22, компания вряд ли является манипулятором. Например, значение M-score, равное −2,50, предполагает низкую вероятность манипуляции.
Если M-score больше −2,22, компания, скорее всего, манипулирует отчётами. Например, значение M-score, равное −1,50, предполагает высокую вероятность манипуляции.
Beneish M-score — вероятностная модель, поэтому она не может с точностью 100% выявить компании, которые манипулируют своими доходами.
При расчёте M-Score Мессод Бениш исключил финансовые компании, так как их бизнес-модели отличаются от производственных и сервисных предприятий. Это следует учитывать при анализе M-Score для банков и финансовых организаций.
Итогом статей о различных методах оценки компаний может стать определённый порядок предварительного отбора эмитентов.
Например, по данным сайта gurufocus. com, компания Archer-Daniels Midland (ADM) (потребительский сектор, сельскохозяйственные продукты) на ноябрь 2020 г. имеет следующие показатели:
Altman Z-score = 3,05 — в зелёной зоне,
Piotroski F-Score = 6 — выше среднего,
Beneish M-Score = −1,93 — красная зона.
Первоначальная оценка компании по трём показателям указывает на возможное манипулирование отчётностью (M-Score = −1,93). Это не говорит, что нужно забыть про неё, тем более дивиденды ADM платит исправно на протяжении более чем десяти лет. Однако проведены какие-то манипуляции, которые могут представить результаты в более привлекательном свете, чем есть на самом деле. Чтобы разобраться, какие проблемы у компании, необходимо проанализировать отчётность за несколько лет, а приобретать её ценные бумаги пока не стоит. Диверсификация — первый принцип, который необходимо соблюдать любому инвестору.
Описанные методы признаны среди аналитиков и могут применяться, когда необходимо быстро проанализировать большое количество эмитентов. Для тщательной оценки и принятия инвестиционного решения требуется более скрупулёзная работа с отчётностью за несколько лет.
__
Теория теорией, но, чтобы стать настоящим профи, нужно практиковаться. Начните сейчас — откройте торговый счёт в «Открытие Брокер». А с программой лояльности O. InveStore! вы можете получать бонусы и кэшбек за торговлю на бирже!