Дивиденды от государства или дивиденды для государства?

Для компаний с государственным участием норма дивидендных выплат 50% чистой прибыли закреплена с 2020 года: все ли бизнесы соблюдают эти требования?

Компании с государственным участием являются одними из лидеров по размеру выплачиваемых дивидендов на российском фондовом рынке. Практически все они начиная с 2020 г. перешли на выплату не менее 50% чистой прибыли по Международным стандартам финансовой отчётности (МСФО) и добавили эту норму в свои документы, регламентирующие дивидендную политику.

Высокая норма прибыли для дивидендных выплат и понятная дивидендная политика делают такие компании привлекательными в глазах консервативных доходных инвесторов. Ведь они отбирают акции в свои портфели в расчёте на значительный денежный поток.

Однако так было не всегда. Ранее компании с госучастием не могли похвастаться прозрачной дивидендной политикой и стабильной историей дивидендных выплат. Предлагаю разобраться, почему сейчас госкомпании выплачивают большие дивиденды.

Почему ситуация начала меняться?

Позитивные изменения начали происходить ещё в конце нулевых и начале 2010-х гг., по мере развития российского фондового рынка и внедрения западных корпоративных стандартов. Важную роль в этом сыграл постепенный переход российских публичных компаний на консолидированную международную финансовую отчётность.

Серьёзно повлиял на ситуацию с дивидендами госкомпаний и кризис 2014 г., когда на страну и многие предприятия были наложены западные санкции, а цены на углеводороды начали стремительно падать.

Динамика цены фьючерса на нефть Brent, долл. за баррель

Рис. 1. Цена фьючерса на нефть Brent, 2014–2022. Источник: ru.tradingview.com/symbols/UKOIL
Рис. 1. Цена фьючерса на нефть Brent, 2014–2022. Источник: ru.tradingview.com/symbols/UKOIL

Тогда из-за экономического кризиса и сокращения доходов, в том числе от продажи нефти и газа, дефицит российского бюджета начал расти. Государству срочно потребовалось найти источники дополнительного финансирования. Именно в тот период госорганы обратили внимание на компании с государственным участием и норму их дивидендных выплат.

Динамика дефицита/профицита федерального бюджета РФ, трлн руб.

Рис. 2. Данные Минфина по бюджету РФ. Источник: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/fedbud/execute/
Рис. 2. Данные Минфина по бюджету РФ. Источник: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/fedbud/execute/

Переход на норму выплат в 50%

Ещё в конце 2014 г. Росимущество утвердило новые «Методические рекомендации по разработке дивидендной политики в акционерных обществах с государственным участием». В качестве основной цели было выделено «повышение эффективности деятельности акционерных обществ с государственным участием за счёт внедрения единых подходов к проведению дивидендной политики».

Рекомендации для госкомпаний действовали на период с 2014 г. по 2018 г. А одним из ключевых стал пункт 3.6, согласно которому в качестве приоритетной нормы выплат обозначалась цель не менее 25% чистой прибыли по МСФО/РСБУ. Однако окончательное решение о размере дивидендов закреплялось за собранием акционеров.

В 2016 г. премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал Распоряжение Правительства РФ, где уже была зафиксирована норма выплат для госкомпаний по итогам 2015 г. в размере не менее 50% чистой прибыли по МСФО или РСБУ — это зависело от того, где итоговая сумма была больше. Данное решение должно было способствовать росту доходов, поступающих в федеральный бюджет, в размере более 100 млрд руб., в том числе за счёт увеличения выплат от таких компаний, как ПАО «Газпром» (GAZP), ПАО АК «АЛРОСА» (ALRS), ПАО АНК «Башнефть» (BANE), АО «Зарубежнефть», ПАО «РусГидро» (HYDR), ПАО «Совкомфлот» (FLOT), ПАО «Транснефть» (TRNFP), АО «РОСНЕФТЕГАЗ».

ПАО «Газпром»

 

ПАО АК «АЛРОСА»

 

ПАО АНК «Башнефть»

 

ПАО «РусГидро»

 

ПАО «Совкомфлот»

При этом некоторые компании нашли способ обойти распоряжение и заплатили в 2016 г. сумму меньше 50% чистой прибыли по МСФО. По итогам 2016 г. дефицит федерального бюджета вырос более чем на 50% — почти до 3 трлн руб.

Многие менеджменты госкомпаний сопротивлялись внедрению новых требований, но всё больше госкомпаний принимали новые правила и увеличивали норму дивидендных выплат.

Летом 2016 г. Минфин подготовил проект Постановления, чтобы норма выплат не менее 50% чистой прибыли распространялась не только на итоги 2015 г., но и стала постоянной.

В 2017 г. Россия сократила дефицит бюджета, а по итогам 2018–2019 гг. бюджет снова стал профицитным. Давление со стороны государства на компании, акционером которых оно является, в эти годы несколько снизилось.

Однако новый тренд уже набрал обороты. Многие независимые компании захотели повысить свою инвестиционную привлекательность и обновили дивидендные политики, сделав их более понятными для расчёта. Некоторые эмитенты зафиксировали высокую норму дивидендов — не менее 50–100% чистой прибыли или свободного денежного потока, а также перешли на полугодовые или даже ежеквартальные выплаты. Прозрачная и лояльная к акционерам дивидендная политика стала корпоративной нормой на российском фондовом рынке.

4х4: российские компании, которые выплачивают дивиденды ежеквартально.

Наше время

Окончательный перелом в дивидендной политике госкомпаний произошёл к концу 2020 г., что совпало с рекордным дефицитом бюджета за последние десять лет на фоне пандемии коронавируса и падения деловой активности. Из-за ухудшения экономического положения премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о бессрочном переходе госкомпаний на дивиденды не менее 50% скорректированной чистой прибыли.

К этому моменту большинство компаний, находящихся под контролем государства, а также их дочерние и внучатые структуры, уже перешли на норму выплат в 50% чистой прибыли. Даже ПАО «Газпром» (в числе последних) по итогам 2020 г. выплатил своим акционерам 50% чистой прибыли по МСФО — на год раньше, чем это было предусмотрено собственной дивидендной политикой.

Динамика дивидендных выплат ПАО «Газпром»

Рис. 3. Источник: история дивидендных выплат ПАО «Газпром»
Рис. 3. Источник: история дивидендных выплат ПАО «Газпром»

Чего ожидать в перспективе?

Несмотря на давление Росимущества, Минфина и Правительства, многие госкомпании сопротивлялись внедрению новых правил вплоть до недавнего времени. А некоторые компании, которые контролируются государством косвенно, не перешли на новые правила до сих пор.

Хотя норма дивидендных выплат для госкомпаний в размере не менее 50% чистой прибыли закреплена законодательно на бессрочной основе, это не может гарантировать акционерам, что так будет всегда.

Ситуация в экономике и государственной политике может измениться, а вместе с этим поменяется и подход к дивидендным выплатам компаний с государственным участием. При оценке предстоящих дивидендов частному инвестору также стоит обращать внимание на следующие параметры:

  1. Рыночная конъюнктура и экономическая ситуация в стране.

  2. Инвестиционная программа госкомпании на ближайшие годы.

  3. Наличие свободного денежного потока для выплат и уровень долговой нагрузки.

  4. Различные неденежные и разовые эффекты, которые могут повлиять на итоговую чистую прибыль бизнеса.

  5. Заявление менеджмента и государственных представителей по поводу предстоящих выплат.

  6. Действующая дивидендная политика и стратегия развития бизнеса на ближайшие годы.

  7. Ситуация в тех регионах, где госкомпании являются крупными налогоплательщиками.
  1. Изменение налоговой ставки и таможенных пошлин, которые могут являться для государства альтернативными способами пополнить бюджет.

Почему владеть бизнесом вместе с государством выгодно?

Не является инвестиционной рекомендацией.