Меню
Меню

Анализ отчётности телекоммуникационных компаний

На что обращать внимание инвестору
Евгений Буторин
Частный инвестор

Сегодня я предлагаю разобрать компании телекоммуникационного сектора. Из данной статьи вы узнаете, кто предоставляет эту отрасль, какие показатели наиболее важны при анализе операционных и финансовых результатов.

На прошлой неделе Московская биржа провела делистинг акций «Мегафона». Поэтому на бирже остались всего две компании: «МТС» и «Ростелеком». Для анализа я буду использовать отчётность компании «Ростелеком» за I квартал текущего года по МСФО. 

Анализ операционных результатов

«Ростелеком» предоставляет различные услуги связи своим абонентам. Соответственно, анализ следует проводить исходя из количества абонентов и из того, как они используют эти услуги.

Давайте определим приоритеты компаний.

  • «Ростелеком» развивается в основном за счёт платного ТВ и ШПД (широкополосного доступа в интернет). Продажу услуг сотовой связи «Ростелеком» осуществляет через свою дочернюю организацию — «Теле2». 

  • «МТС», напротив, ориентируется в основном на продажу услуг корпоративной и личной сотовой связи.

Однако несмотря на разницу в услугах, есть показатель, который следует оценивать у обеих компаний, ARPU. Этот показатель определяет среднюю выручку на одного пользователя. 

Мы видим в таблице множество показателей, но использовать будем Blended ARPU (смешанный). Год к году показатель вырос на 7% и составил 543 рубля или 8,3 доллара США.

Ещё один показатель, на который стоит обратить внимание, это количество абонентов. 

Рис. 2. Количество абонентов «Ростелеком»

Но есть нюанс. Если сравнивать мобильных телеоператоров, то стоит использовать показатель «абоненты MVNO». MVNO — это виртуальный оператор сотовой связи, к которому относится «Теле2». На основании отчётности можно отметить рост показателя на 43% — до 1,3 млн абонентов. Для сравнения, у «МТС» 106,2 млн абонентов. При этом объём рынка ШПД у «МТС» в три раза меньше, чем у «Ростелекома». Если посмотреть total год к году, то количество абонентов у «Ростелекома» растёт, а у «МТС» — снижается.

Анализ финансовых результатов

Сектор телекоммуникационных компаний, наверное, единственный, где мы не прогнозируем финансовые результаты, а анализируем их вместе с операционными. 

Рис. 3. Финансовые результаты

По итогам I квартала 2019 года виден рост выручки и чистой прибыли. А также рост капитальных вложений и чистого долга. В случае с телекоммуникационными компаниями не стоит делать поспешных выводов, так как необходимо глубже разобраться в причинах. 

Рис. 4. Структура выручки

По структуре выручки мы можем узнать наиболее потенциальные направления деятельности. В данном случае наибольшую часть выручки приносит ШПД, а убыток — телефония. Поэтому можно сделать вывод, что компания не зря акцентирует своё внимание именно на цифровых и контентных услугах.

Рост прибыли обусловлен ростом прибыли в дочерних структурах (в «Теле2»), а также снижением эффективной налоговой ставки и контролируемым ростом расходов. Рост капитальных вложений объясняется ростом затрат на программы, финансируемые государством, а также неравномерным распределением затрат в течение года. Таким образом, ожидается рост выручки компании и в дальнейшем.

Однако до приобретения акций компании следует изучить влияние законодательства (отмена роуминга, траты на реализацию закона Яровой), дивидендную политику и провести конкурентный анализ.