Я бы в трейдеры пошёл, пусть меня научат

Как тренируют биржевые навыки клиенты «Открытие Брокер»
Екатерина Гусарова
Интервьюер

Вспомните, как вы начинали какое-либо дело с нуля. Это было довольно непросто, верно? Сначала вы разбирались с тонной специализированной информации, потом тренировали свои умения и навыки, после этого проводили работу над ошибками. А что если ваше новое дело — работа на фондовом рынке? О том, как помочь новичку разобраться в биржевой торговле, нам рассказал Алексей Хохлов, начальник отдела поддержки клиентов «Тренинговый центр» «Открытие Брокер». 

— Алексей, как ты стал тренером по трейдингу?

 — В сфере интернет-трейдинга я работаю девять лет. Всё началось, когда знакомый сообщил мне о возможности дистанционно, не выходя из дома, покупать и продавать на бирже (на тот момент ММВБ) акции Сбербанка. После самостоятельной торговли я устроился работать в небольшую брокерскую компанию, предлагал услуги доверительного управления, но вскоре понял, что работа на фондовом рынке мне интереснее, и продолжил самостоятельную торговлю. Около двух лет я был частным трейдером, посещал различные семинары по фондовому рынку, которые проводились в «Открытие Брокер». В 2012 году компания запустила новый проект — индивидуальное дистанционное обучение работе на фондовом рынке для клиентов, куда меня и пригласили на должность тренера по трейдингу. 

Алексей Хохлов, тренер по трейдингу «Открытие Брокер». Фото: пресс-служба компании, фотограф Мария Максимова.
— Расскажи о сервисе подробнее
— Тренер по трейдингу — это дистанционный консультационный сервис для действующих клиентов «Открытие Брокер», который позволяет повысить финансовую эрудицию в разрезе биржевой торговли. Сервис эксклюзивный — на инвестиционном рынке его представляет только наша компания. Он помогает разобраться в сложных процессах фондового рынка, выявить и исправить ошибки, учит пользоваться терминалом для совершения сделок и принимать собственные решения, опираясь на фундаментальный или технический анализ. В принципе клиент имеет возможность совершать сделки «с голоса», позвонив трейдеру компании-брокера, но если он настроен на самостоятельную работу, для этого нужны специализированные знания.

Мы сняли видео про сервис «Тренер по трейдингу».
Посмотрите, это займет всего 3 минуты.


— Кому доступен сервис? Какова цена?

— Сервис доступен всем действующим клиентам при сумме активов от 300 тысяч рублей. Плата за сервис не взимается. 

— За пять лет существования сервиса что-то поменялось?

— Глобально для клиентов — ничего. Они как и пять лет назад получают знания, которые им необходимы. Quik и MT5 — программы непростые, а клиент зачастую приходит на рынок с активами и огромным желанием самостоятельно торговать, наша цель — в первую очередь закрыть пробелы и научить работать с терминалом.

Алексей Хохлов, тренер по трейдингу «Открытие Брокер». Фото: пресс-служба компании, фотограф Мария Максимова.
— Обучение ведется только на примере российского рынка?

 — Это не имеет значения. Мы даём методологию работы на бирже с точки зрения технического и фундаментального анализа. Технически в торговом терминале операция покупки акций «Газпрома» ничем не отличается от покупки акций Apple. 

— У клиентов «Открытие Брокер» появилась возможность совершать сделки через личный кабинет. Насколько это упростит процесс торговли ценными бумагами?

 — С точки зрения оптимизации простейших действий — упростит, совершать сделки теперь можно нажатием на кнопки «Купить/Продать»; а с точки зрения самостоятельной оценки всё осталось по-прежнему: какие бумаги купить, а какие продать и в какой момент — в этом нужно разбираться самостоятельно. Мы как раз учим клиентов использовать классические методы оценки. Если он хочет сохранить и приумножить накопления, нужно использовать фундаментальный анализ; попробовать свои силы в спекулятивной торговле — технический, а это кропотливая, детальная работа с графиком цены, индикаторами и прочими показателями, которые он вряд ли найдет в личном кабинете. 

— Может ли клиент рассчитывать на рекомендации по покупке и продаже ценных бумаг?

— Тренер по трейдингу не даёт готовых решений, аналитических срезов, обзоров и экспертных оценок. Если клиент задаёт вопрос, что купить, как увеличить прибыль, мы рекомендуем услугу «Ваш финансовый аналитик» или подключение модельного портфеля. Тренер по трейдингу объясняет методологию работы на фондовом рынке, если можно так выразиться, даёт лопату, а клиент, понимая как ей пользоваться, копает сам. Во времена золотой лихорадки больше всего заработали не искатели золота, а продавцы лопат. На выходе клиент может сам оценить текущую ситуацию на рынке, сделать выводы о покупке или продаже той или иной бумаги. 

Алексей Хохлов, тренер по трейдингу «Открытие Брокер». Фото: пресс-служба компании, фотограф Мария Максимова.
— Данным сервисом могут воспользоваться только новые клиенты компании? Какие запросы популярны?

 — Вообще сервисом «Тренер по трейдингу» может воспользоваться клиент с любым уровнем знаний. Новички прибегают к нему, чтобы разобраться в инфраструктуре и инструментах финансовых рынков, классических методах оценки и приёмах риск-менеджмента. Опытные клиенты обращаются с более узкими запросами: подкорректировать собственную торговую стратегию, научиться работать с  облигациями и фьючерсами, понять, что такое контанго на срочном рынке. Редкий запрос — торговля опционами. Как правило, такие запросы мы рассматриваем в рамках индивидуального платного обучения. 

— Как клиент узнает о сервисе?

— Как правило, от своего менеджера при открытии счёта. Также на сайте — там содержится полная информация и есть форма заявки на консультацию. 

— Как строится взаимодействие? Прописывает ли тренер на старте план или программу обучения?

— Клиент открывает брокерский счёт, заводит сумму денежных средств от 300 тысяч рублей, и после того как мы получаем его заявку на обучение, связываемся с ним по телефону, выясняем цели и задачи, которые он ставит и определяемся с тем, что ему нужно знать и уметь на начальном этапе. После прохождения обучающих консультаций, клиент начинает самостоятельно работать без нашей помощи, спустя какое-то время, мы рекомендуем вновь провести консультацию, проделать так называемую работу над ошибками. Впоследствии же поддерживаем с ним связь, если клиенту это нужно.

— Сколько по времени длится обучение, и кто определяет количество занятий?

— В среднем в рамках сервиса мы предоставляем три консультации: по часу на каждую. Количество консультаций определяет тренер, исходя из запроса клиента. Программа обучения может быть разной в зависимости от того, планирует ли клиент спекулятивную работу на фондовом рынке, то есть заработок на разнице курсов, или выступает в качестве инвестора, когда ему нужно сохранить и приумножить денежные средства. Если в процессе самостоятельной торговли клиенту понадобится дополнительная информация, например, чтобы скорректировать свою стратегию, мы обсуждаем с ним актуальные задачи и решаем все возникающие вопросы.

 — Нужно ли как-то готовиться к первому занятию с тренером?

— Мы рекомендуем заранее ничего не делать. В спорте говорят, что боксёра сложно переделать в каратиста, а каратиста — в боксёра. Когда человек пришёл в тот или иной вид спорта, не обладая навыками других дисциплин, его проще тренировать. Так и на фондовом рынке — когда клиент приходит с багажом хаотично полученных знаний, они зачастую ему мешают.

— Как меняется поведение клиента после консультаций?

На практике сложно отследить, использует ли он полученные знания и навык применяя уровень поддержки или сопротивления при работе с техническим анализом или же продолжает торговать как и прежде. Умение, выработанное клиентом в процессе взаимодействия с тренером, может перейти в навык в том случае, если оно применяется. Знание — сила. Кто из нас не слышал это высказывание? Думаю многие слышали и знают его. Но тут я хочу дополнить — применённые знания — сила! Бывают случаи, когда человек возвращается к нам, и мы понимаем, что он продолжил делать привычные для себя шаги без учёта наших рекомендаций. Тогда мы снова разбираем верный алгоритм действий и рекомендуем его соблюдать. В целом опыт показывает, что после курса обучения клиенты чувствуют себя более уверенно, многие нюансы для них ясны и понятны, они без страха оперируют более крупными суммами, кто-то начинает работать активнее, а кто-то инертнее.

Алексей Хохлов, тренер по трейдингу «Открытие Брокер». Фото: пресс-служба компании, фотограф Мария Максимова.
— Алексей, а были случаи, когда начинающий трейдер в процессе обучения понимал, что торговля на бирже — не его стезя?

— Да, такие случаи были. Когда мы понимаем, что клиенту сложно принимать решения самостоятельно или у него нет на это времени, мы рекомендуем воспользоваться сервисами «Модельный портфель» или «Ваш финансовый аналитик» и рекомендациями личного брокера. Если же клиент уже подключил модельный портфель и размышляет, оставить его или отказаться, мы предлагаем для начала открыть второй счёт для самостоятельной торговли и попробовать обойти результат по модельному портфелю. Так будет проще сделать соответствующие выводы.

— Тренеры по трейдингу востребованы?

— На старте сервиса запросы на консультации были редкими, сегодня спрос велик, ежемесячно у нас около ста запросов на консультацию, тренеры загружены по максимуму. Кроме того, менеджеры, предлагающие сервис своим клиентам, видят положительный эффект в повышении лояльности и удовлетворенности качеством услуг. Мы отслеживаем показатель удовлетворенности клиентов нашим сервисом с помощью индекса NPS (от англ. Net promoter score, индекс потребительской лояльности), сейчас он равен 80%.

 — Какова основная цель тренингового центра «Открытие Брокер»?

 — Сверхцель — повысить финансовую грамотность у 100% населения нашей страны. Нам хочется, чтобы все знали о своих возможностях управления деньгами на фондовом рынке. Со своей стороны мы сделаем всё возможное, чтобы процесс обучения был простым, понятным и доступным.