Структурные продукты «Открытие Брокер»

Интервью с Кириллом Лапаксиным, начальником отдела продвижения инвестиционных продуктов
Екатерина Гусарова
Интервьюер
— Кирилл, как давно ты работаешь в «Открытие Брокер», в чём состоит твоя задача?

— К команде «Открытие Брокер» я присоединился в марте 2018 года, занимаюсь развитием продаж структурных продуктов, участвую в формировании продуктовой линейки, определяю наиболее актуальные предложения, которые могут быть интересны нашим клиентам.

Кирилл Лапаксин, начальник отдела продвижения инвестиционных продуктов «Открытие Брокер». Фото: пресс-служба компании, фотограф Мария Максимова.
— Ты можешь дать определение структурному продукту?
— Структурный продукт — это комплексный финансовый инструмент, в котором клиент знает заранее все условия договора. С этой точки зрения структурный продукт можно сравнить с депозитом: инвестор знает, сколько он вложил, когда денежные средства освободятся, какой у него уровень защиты капитала, какая в продукте формула расчёта доходности — все эти параметры известны изначально. Если использовать профессиональную терминологию, это продукт финансового инжиниринга, в котором традиционные финансовые инструменты, такие как акции и облигации, комбинируются с производными, чаще всего с опционами, а на выходе получается продукт с нестандартными финансовыми характеристиками. Например, у клиента может быть продукт, в основе которого лежат акции, но при этом ему ежеквартально выплачивается фиксированная ставка.

Выбрать структурный продукт на сайте брокера

— Откуда берётся купон?

— За счёт опциона, встроенного в продукт. Большинству эта фраза ничего не пояснит, но это и не нужно. Весь сервис и все технические детали берёт на себя брокер.

— Структурный продукт и структурированный — это одно и то же?

— Да. Некоторые компании преподносят этот продукт как структурированный, но функциональной разницы нет.

— Когда структурные продукты появились на финансовом рынке?

— Первые структурные продукты появились в 1969 году в США, массовое же развитие структурных продуктов на мировом рынке идет последние 10 лет, в России отрасль уверенно растёт последние 5 лет.

— Какие виды структурных продуктов существуют?

— Структурные продукты с участием в росте или падении какого-либо актива, облигационные структурные продукты, в основе которых лежат облигации или еврооблигации, интервальные структурные продукты: в них клиент получает доход, если к моменту погашения продукта базовый актив находится в определённом интервале. Допустим, срок продукта три месяца, мы фиксируем курс доллара на сегодняшний день. Если через три месяца курс доллара будет находиться в заданном интервале, скажем, плюс-минус 2% от начальной цены, инвестор получит доходность до 28% годовых. Если курс будет находиться вне заданного интервала, инвестору возвращаются назад денежные средства. Вот простой пример интервального продукта. Также есть структурные продукты типа автоколл — это более сложные по своей структуре продукты, основанные на акциях, по которым инвестор получает высокую фиксированную ставку и по которым возможен досрочный отзыв, если выполняются заранее оговоренные условия продукта.

— Какие структурные продукты наиболее популярны?

— Участие, cтруктурные продукты с защитой капитала, автоколл, облигационные структурные продукты.

— Расскажи, пожалуйста, о структурных продуктах с защитой капитала.

Структурные продукты с защитой капитала — это первый шаг в мир инвестиций для клиента, который раньше этим вопросом не занимался. Они подразумевают полную сохранность денежных средств, рассчитаны на определённый срок, а их доходность зависит от динамики какого-либо базового актива, например, акций компании Apple. Допустим, срок продукта один год, если через год акции вырастут в цене, то инвестор получит часть роста базового актива, а это 65%, в данном случае. Если акции упадут, то клиент получит назад 100% инвестированных средств. По сути, клиент владеет активом, который может принести доход и при этом не может упасть в цене.

— Откуда берётся защитная часть?

— Внутри продукт устроен достаточно просто: часть денежных средств размещается в инструменты с фиксированной доходностью — облигации или депозиты, другая часть направляется в инструменты срочного рынка — опционы. При этом пропорция выбирается таким образом, чтобы облигации принесли доходность равную сумме, которая направляется в опцион. Например, клиент приносит один миллион рублей, 900 тысяч размещается в облигации, нам нужно за год заработать 100 тысяч рублей. Остальные 100 тысяч идут в опцион: если он срабатывает, мы получаем доходность соизмеримую с прямым инвестированием в фондовый рынок, если же базовый актив падает, то клиент в любом случае защищён от рыночного риска.

Кирилл Лапаксин, начальник отдела продвижения инвестиционных продуктов «Открытие Брокер». Фото: пресс-служба компании, фотограф Мария Максимова.
— На какой срок открывается структурный продукт?

— Срок может быть разным: от одной недели до 10 лет.

— По каким ещё критериям могут классифицироваться структурные продукты?

— По уровню защиты различают продукты с полной, частичной или условной защитой капитала. Также можно разделить структурные продукты по периодичности выплаты дохода: инвестор может получать доход ежеквартально, раз в полгода или же в конце срока. Есть разделение по юридической оболочке: структурный продукт может быть выпущен в форме ноты, которая торгуется на биржевом или внебиржевом рынке, может являться внебиржевым опционом, форвардным контрактом, договором доверительного управления и даже быть эмитирован в форме страхового полиса.

— Структурный продукт «доход на акции» — что это?

— Это продукт, который, как правило, имеет короткий срок, до двух месяцев, и создан для клиентов — владельцев акций голубых фишек: Газпрома, Лукойла, Сбербанка и так далее. Продукт позволяет получить гарантированный купон на этот пакет акций. Размер пакета при этом должен быть эквивалентен 500 тыс. рублей. Продукт рассчитывается таким образом, что клиент выбирает барьер, например, плюс 3%, при котором он будет готов продать свои бумаги. Клиенту выплачивается гарантированный купон (до 15% годовых). Если бумаги не превысили обозначенный барьер в 3%, клиент забирает акции и получает купон. Если же бумаги вырастают в цене на 3% и выше, то по этой цене они будут проданы брокером. Назад клиент получит свои деньги плюс купон.

— Можно сказать, что этот продукт подходит инвесторам, у которых есть пакеты бумаг? Чтобы они могли получить дополнительную прибыль на акции, которые и так держат?

— Да, все верно.

 — Какие у тебя предпочтения по структурным продуктам?

— Я часто рекомендую структурные продукты с защитой капитала. Одной из фокусных идей сейчас является структурный продукт на рост золота со 100% защитой капитала. Золото сейчас находится на комфортном уровне для покупки, при этом есть ряд фундаментальных факторов, которые будут способствовать его росту. Во-первых, это показатель стоимости золота относительно рынка акций: последний раз такие отметки были в 2007 году. Во-вторых, разработка новых золотых месторождений находится на минимуме с 2011 года. В-третьих, сейчас мы наблюдаем крайне мягкую денежно-кредитную политику мировых ЦБ. Если наложить на это общую геополитическую напряжённость, то получится отличная инвестиционная идея, поскольку золото всегда являлось защитным активом. При этом, вложив деньги в структурный продукт, инвестор ничем не рискует.

— Такой продукт уже продается?

— Да, конечно. Аналитики разрабатывают идею, потом под эту идею подбирается подходящий вид структурного продукта, далее продукт транслируется клиентам через менеджеров филиальной сети.

— Сколько времени проходит от создания идеи до предложения клиенту?

— 3-4 дня.

— А что если клиент придет со своей идеей? Она может стать основой нового структурного продукта?

— Да, может. Одно из главных преимуществ структурного продукта заключается в том, что любую инвестиционную идею и любое видение рынка можно структурировать в подходящие условия, ещё и обеспечить защиту капитала. Базовым активом в продукте может являться валюта, акции российских и зарубежных компаний, сырьевые товары, ETF и так далее. Чтобы получить конкретные условия, необходимо просто обратиться к менеджеру «Открытие Брокер».

— От каких сумм можно формировать такой продукт?

— Всё индивидуально и зависит от конкретного вида базового актива и срока. Ряд продуктов можно оформить от 2 млн рублей. Есть продукты доступные только от 1 млн долларов.

— Ты можешь привести примеры подобных запросов?

— Да. Совсем недавно мы подобрали клиенту структурный продукт в долларах, позволяющий участвовать в падении американского рынка акций, со 100% защитой капитала.

— Как бы ты охарактеризовал основной принцип работы структурных продуктов?

— Основной принцип — это получение дохода на заранее определённых условиях. Когда клиент приходит в «Открытие Брокер» с желанием инвестировать, мы предлагаем ему набор актуальных инвестиционных идей, а также простые и понятные условия получения доходности. При этом клиенту не требуется обладать глубокими знаниями финансовых рынков и тратить своё время на управление своим портфелем.

— Как и когда инвестору лучше покупать структурные продукты?

— Всегда. В основе структурных продуктов лежат только актуальные инвестиционные идеи. Поэтому мой ответ — всегда.

 — Какие издержки несёт клиент?

— 10 рублей — это комиссия за рублевые продукты, и 59 долларов за продукты, эмитированные нашими иностранными партнерами. Комиссионные издержки всегда известны клиенту заранее.

— Можно ли купить структурный продукт на ИИС?

— Портфель вполне можно сформировать на ИИС. Например, вы открыли ИИС на 400 тысяч рублей, оформили структурный продукт с защитой капитала, получили 13% налоговый вычет в следующем году, то есть 52 тысячи, плюс доход от структурного продукта. Мы знаем, что все структурные продукты с защитой капитала рассчитаны так, чтобы заработать минимум две ставки банковского депозита, а сейчас в среднем ставка 6,5%, то есть, по консервативным прогнозам годовая доходность составит 13%. Итого 13% плюс 13% это уже 26% — общая доходность инвестиций, а вы при этом ничем не рискуете.

— Какие плюсы и минусы структурных продуктов ты бы назвал?

— Из плюсов, в первую очередь, возможность установить приемлемый уровень риска, во-вторых, возможность инвестировать в различных валютах, в-третьих, отсутствие человеческого фактора. Если мы говорим об управлении активами, то человеческий фактор играет большую роль, и ваш финансовый результат будет напрямую зависеть от профессионализма команды, которая этими активами управляет. Здесь же человеческий фактор отсутствует. Есть инвестиционная идея: что позволит заработать рынок, то мы и заработаем. Минусов нет, кроме, пожалуй, ликвидности. В большинстве случаев инвестору необходимо дождаться даты погашения продукта.

— Есть ли какие-то ограничения при покупке?

— Есть ряд продуктов, которые предлагаются только квалифицированным инвесторам. Как правило, данные продукты выпущены нашими иностранными партнерами. В остальных случаях ограничений нет.

Кирилл Лапаксин, начальник отдела продвижения инвестиционных продуктов «Открытие Брокер». Фото: пресс-служба компании, фотограф Мария Максимова.
— Можешь привести примеры стратегий использования структурных продуктов?

— Стратегий много, всё зависит от конкретной рыночной ситуации.

Вот один из примеров, глобальное стимулирование ведущих экономик мира дешевыми деньгами, в частности США и ЕС, подходит к концу, эра низких ставок уступает место росту инфляции, а следом за ней грядет рост ставок. Инфляция в большинстве стран G20 на данный момент подошла к отметке в 2% или превысила её, т.е. на лицо идет ускорение цен на товары и услуги в большинстве экономик мира, и по прогнозам этот цикл продолжится. Вслед за ростом инфляции, соответственно, будут расти и ключевые ставки главных ЦБ мира. Главным ориентиром для долларовых заимствований служит ключевая ставка ФРС США, которая на данный момент составляет 2% и по прогнозам на следующие полтора года может вырасти ещё на 1,5-1,75% при прочих равных.

В текущих условиях роста инфляции и ставок, доходности облигаций будут стремиться вверх, т.е. их цены будут падать, причём, чем «длиннее» облигация, тем сильнее будет падение (например, облигация с дюрацией 5 при росте ставок на 1,5%, при прочих равных, упадет минимум на 7,5%), особенно в развивающихся странах, где велика доля долларовых заимствований и есть дефицит госбюджета и сальдо счёта текущих операций. Для того, чтобы избежать отрицательной переоценки позиций по еврооблигациям, мы предложили клиентам зафиксировать финансовый результат по данным инструментам и переложить деньги в структурный продукт, который позволяет поучаствовать в росте долларовых ставок, при этом не принимая на себя рыночный риск.

— Структурный продукт может быть более интересен инвесторам, чем прямые вложения в акции?

— Для инвестора, не обладающего достаточной квалификацией, это лучший способ инвестирования в рынок акций. Если неподготовленный инвестор купил бумаги и они упали в цене, возможно, он не пересидит эту просадку, зафиксирует убыток и разочаруется в фондовом рынке. Если же он инвестирует в структурный продукт с защитой капитала, получая часть роста актива, то это более спокойный способ инвестирования. Помню, когда акции Сбербанка стоили 100 рублей, по 120 рублей многие участники рынка начинали их продавать, некоторые даже начинали играть на понижение, а Сбербанк спокойно добрался до отметки в 280 рублей за акцию. В этом случае низкая ликвидность структурного продукта становится не минусом, а плюсом, поскольку она дисциплинирует относительно принятия инвестиционного решения. У клиента есть идея и он ждёт ее реализации. Всё просто.

— Вопрос напоследок. Что нужно сделать инвестору, чтобы купить структурный продукт прямо сейчас?

— Просто оставить заявку на сайте брокера или позвонить в офис.