О финансовой грамотности для детей – интервью со Светланой Трушниковой, основателем образовательного проекта

С азбукой буквенной учим и финансовую

Интервью со Светланой Трушниковой, основателем и руководителем образовательного проекта по финансовой грамотности для младших школьников «ФинГрам»
Журналист, интервьюер

Персона: Светлана Трушникова
Должность: генеральный директор образовательного проекта «ФинГрам»
Локация: Киров
Образование: ВятГУ, Школа бизнеса МИРБИС, ВШЭ
Год образования проекта: 2019
Команда: 40 специалистов, которые живут в разных уголках России

В России, в отличие от многих зарубежных государств, традиционно низкий уровень финансовой грамотности населения. Однако в последние годы в нашей стране изменилось отношение к этой теме. Ситуация исправляется благодаря государственной стратегии повышения уровня финансовой грамотности. Создаются соответствующие региональные центры, помогают волонтёры, готовятся эксперты, работающие с населением разных возрастов, и апробируются учебные материалы в ряде государственных школ.

Однако по факту большинство людей в нашей стране до сих пор сталкиваются с вопросами финансовой грамотности через призму бытовой жизни: покупают ненужные вещи, попадают в долговые ямы, берут неподъёмные кредиты, не имеют финансовой подушки безопасности.

Доколе? Выход из ситуации предлагает Светлана Трушникова.

Светлана Трушникова, основатель и руководитель образовательного проекта по финансовой грамотности для младших школьников «ФинГрам»
Светлана Трушникова, основатель и руководитель образовательного проекта по финансовой грамотности для младших школьников «ФинГрам»
Как подружить ребёнка с финансами?

— Светлана, позвольте вначале личное наблюдение. Меня поразила тема одного регионального совещания, где участвовали директора и специалисты детских домов. Они говорили, что выпускники совершенно не понимают, как вести себя во взрослой жизни. Месяцами не платят за коммуналку, не знают, как тратить деньги на еду, одежду и обувь. А на те стартовые суммы, что получают при выпуске, покупают смартфоны себе и своим друзьям. И потом сидят без средств.

— Да, современный ребёнок часто растёт с потребительским отношением к жизни. Он не понимает ценности денег, тратит их бездумно и не умеет копить.

Дети в моей семье тоже не были исключением. У нас две дочери — учащиеся младших классов. Пару лет назад я реально оценила ситуацию в нашем доме, где куча ненужных игрушек, десятки конструкторов «Лего». Каждый раз после очередного дня рождения дочки бежали в «Детский мир» и сразу тратили все подаренные им наличные. А в перерывах между праздниками просили приобрести ещё какую-нибудь понравившуюся безделушку. И когда я говорила, что сейчас именно на эту вещицу средств нет, они искренне удивлялись и возражали: так сними с банковской карты, там-то всегда есть! В подобных ситуациях оказываются многие люди, в том числе наши друзья, родственники и знакомые.

Я разговаривала со своими детьми, объясняла, пыталась как-то донести до них сущность и ценность денег. И в то же время сама не могла понять, а почему этому никто и нигде не учит?! Стала искать курсы, школы, но тогда ничего толкового найти не удалось. Это был 2019 год, я получала дополнительное образование по финансам предприятия в Высшей школе экономики, успешно трудилась коммерческим директором в федеральной сети медицинских клиник. И раз уж я не нашла подходящего обучения для своих детей, мне в голову пришла идея создать его. И сделать обязательно интересным, современным, эффективным.

Тема финансового воспитания ребёнка не начинается ровно в 10 или 14 лет. Это должно идти от семьи и быть дополнительным образованием с малолетства. Нужно понимать, что мы закладываем основы успешного будущего подрастающего поколения. Например, один из лучших педагогов нашего проекта детский психолог Дарья Алпатова проводит консультации для семей с малолетними детьми. Причём даже для тех, где есть трёхлетние малыши. Наши взгляды в этом плане с коучем совпадают: с этого возраста можно и нужно обучать ребёнка финансовой грамотности, говорить о деньгах, играть с ним в магазин.

— То есть азбуку буквенную надо учить параллельно с финансовой. И это избавит родителей от многих проблем. Ведь мало того, что ребятишки в раннем возрасте не понимают ценность денег, так они ещё и попадаются на хитрые уловки рекламы. А мамы и папы удивляются, откуда берётся постоянное детское «хочу!».

— Сегодня актуальны родительские вопросы: «А как мне ребёнку объяснить?», «Как предостеречь?». Многие взрослые не могут найти решение этих «как?». Поэтому здесь очень важно дополнительное образование. Такое, как наш курс «ФинГрам». Он создан большой командой, трудившейся больше года над проектом. Это опытные методологи, кандидаты педагогических наук, эксперты по финансовой грамотности, педагоги-психологи.

Наш курс как раз и отвечает на злободневный родительский вопрос: «Как научить ребёнка дружить с финансами?». Мы нашли подход в подаче информации и обучении через игру. Возрастная категория ребятишек, для которых разработан проект, — школьники от 8 до 12 лет. Для них важно обучаться играя, потому что и в школе они учатся, и дома уроки делают. Конечно, устают. А тут ещё попробуйте привлечь их к дополнительному образованию! Поэтому мы создали игровое интерактивное обучение, где присутствуют герои, анимация, геймификация. Герои все озвучены, говорят с ребёнком на доступном ему языке. А главный герой Финграм (Финансовый грамотей) знает всё о финансовой грамотности.

Курс построен таким образом, что в каждом модуле прорабатывается конкретная тема и через игру доносится важная информация. Мы учим детей бережно относиться к деньгам и труду, отличать потребности от желаний, видеть уловки рекламы, скидок и акций и рассказываем, как адекватно на них реагировать. Изучаем вопросы рыночной экономики: что такое спрос и предложение, рыночные отношения. Учим пользоваться банковской картой и при этом соблюдать правила безопасных покупок.

Ребёнок непосредственно участвует в обучении, решая интерактивные задачки. И на выходе мы имеем классный результат: сейчас уже больше тысячи отзывов. Это обратная связь со школьными учителями, родителями и детьми. Конечно, отзывы от юных финансистов самые ценные для нас, ведь ребёнок говорит то, что чувствует. Рассказывает, чему научился, что нового узнал, какую пользу получил. Да просто — понравилось или нет. А родители отмечают, что их дети, пройдя курс «ФинГрам», меняют своё отношение к деньгам. Они реально начинают копить секретным способом, которым мы делимся на курсе, обсуждают, откуда берутся в семье средства и участвуют в формировании семейного бюджета. Когда эти ребятишки вместе с родителями или самостоятельно идут в магазин, то составляют список необходимых покупок. То есть у ребёнка меняется модель мышления! А в этом как раз и есть главная задача нашего курса.

«Финграм — отменный чувак!»

— Родители наверняка удивляются: что же вы такого сделали с их детьми, если они стали по-другому рассуждать? Да и сами же родители, наверное, учатся вместе с детьми?

— Совершенно верно, в отзывах взрослые пишут, что не знали о многих вещах.

— Какой отзыв вам запомнился больше остальных?

— Они все замечательные, искренние и ценные. Но один, пожалуй, привлёк тем, что мальчик дал собственную характеристику и проекту, и главному герою. Он написал: «Очень классный курс. А Финграм — отменный чувак!». Наверное, это его высшая похвала, ведь мальчику не было скучно! Он не скривился от нудятины, не промолчал равнодушно, а выразил свои эмоции.

— Любопытно, а что другие дети говорят?

— Ну, например: «Суперинтересная игра! Создайте такую программу по химии!». Или: «Мне девять лет, а это обучение не для малышни. Наконец существует такое обучение!». Или: «Я много узнал о банковских картах. Оказывается, я тоже могу иметь такую карту с деньгами!». Кто-то из ребят признаётся, что теперь знает, как себя обезопасить от мошенников, а кто-то советует другим пройти такое же обучение.

— Родители тоже эмоциональны?

— Ещё как! Вот одна мама сообщает, что её сын с горящими глазами ждёт следующего дня курса. А другая — что информацию, представленную в виде мультфильмов, дочка пересматривает по нескольку раз. Кто-то короток в оценках, а кто-то присылает подробные наблюдения. Допустим, вот такое: «Построен курс от простого к сложному, по системе пазлов, знания даются дозированно. Сына не оторвать от компьютера, материал усваивает с удовольствием. Правда, некоторые примеры я ему помогаю решать, потому что в математике он ещё не силён. Но теорию слушает и запоминает хорошо. Вчера даже проверил наши с мужем банковские и скидочные карты, рассказал про отличия. На днях ходили в магазин, заявил, что брать продукты надо согласно списку, попросил показать этот список. Учил нас с мужем, что нельзя отвечать на SMS и сообщать незнакомцам данные карт. Мы довольны, откровенно удивляемся той информации, что сын нам сообщает, благодарим его за полезные новости. Больше всего ему запомнилось, как пришлось поделить деньги на рыцарские доспехи, коня и атрибутику».

Blended-формат

— Мы сейчас не делаем рекламу вашему курсу, а даём понять, как важно для детей такое обучение. Я ознакомился с некоторыми родительскими отзывами, и люди практически в один голос говорят, что было бы здорово создать нечто подобное и для других школьных предметов. Но, наверное, об этом пусть подумают в Министерстве образования. А вот что касается вашего продукта, то я знаю, что его можно без проблем встроить в программу любого учебного центра как дополнительное направление.

— Да, это могут быть языковые или шахматные школы, курсы программирования, робототехники, эмоционального интеллекта и так далее. Причём это могут быть как частные, так и государственные учебные заведения. У нас весьма амбициозные планы, мы хотим выйти не только на рынок России, но и стран СНГ. Последние полгода тщательно дорабатываем проект, прислушиваясь к отзывам целевой аудитории и учитывая опыт сотрудничества с некоторыми учебными центрами. И сейчас разработали офлайн-версию как дополнение к нашей основной программе. Иными словами, совсем скоро «ФинГрам» станет не только интерактивным обучением, а будет совмещать в себе онлайн и офлайн, получится так называемый blended-формат. Наша программа подразумевает и самостоятельную работу ребёнка на интерактивной платформе, и посещение учебного центра, и проработку изученных дома материалов в небольшой группе с тренером. Для этого создана серия из восьми уникальных настольных игр, где каждая закрепляет определённую тему на практике. Также есть рабочая тетрадь с авторскими задачами и кейсами. Мы развиваем у школьника логику, лидерские качества, навыки работы в команде и способность выступать публично. Кроме того, у нас есть секретные фишки, дающие дополнительную мотивацию ребёнку.

Светлана Трушникова, основатель и руководитель образовательного проекта по финансовой грамотности для младших школьников «ФинГрам»
Светлана Трушникова, основатель и руководитель образовательного проекта по финансовой грамотности для младших школьников «ФинГрам»
Самородки на удалёнке

— Вот мы говорим: проект «ФинГрам», blended-обучение и прочие интересные вещи. Но, как и кем он создавался? Ведь одних преподавателей, о которых мы сказали, наверняка мало. Так можно было бы в любой школе по «ФинГраму» организовать.

— Можно, а кто мешает? Но я расскажу о нашей команде. А это действительно команда, в которой 40 единомышленников. Вначале у меня появилась идея и некое видение, каким проект должен быть: интерактивное обучение, игровой формат, герои. Но курс необходимо было профессионально наполнить. То есть подобрать нужный контент и адаптировать сложную теорию для ученика начальной школы. Конечно, одна бы я с такой задачей не справилась, поэтому стала искать специалистов. Зоной поиска были ресурсы с вакансиями и резюме, интернет-форумы, я изучала отзывы, обращалась в компании, создающие электронные обучающие курсы. 

Больше месяца искала методолога по всей России. Провела десятки интервью и пробных тестов, получала коммерческие предложения. Всё не то! И наконец-то нашла специалиста в родном Кирове. Город небольшой, чуть больше полумиллиона человек населения. Но, оказывается, у нас немало талантливых людей: педагогов, методологов, дизайнеров. Из всей нашей команды треть — жители Кирова. И я этим очень горжусь!

Причём я проводила строжайший отбор претендентов. Но главным критерием было то, чтобы наше видение на проект совпадало. Конечно, у нас было много проб и колоссальное количество ошибок. 

— А критерий был только один? 

— Скажем так: основной — один. Безусловно, меня интересовал высокий профессионализм. В связи с этим вспоминаю, как мы подбирали людей для озвучки героев, нарисованных дизайнером. Устроили двухнедельный кастинг, в котором участвовали артисты кино и дубляжа. Представляете, как было сложно решить, какой голос больше подходит Финграму, девочке Полинке, мальчику Владу и Карандашу! 

Проект мы постоянно улучшали, создали тестовую группу. Вышли с предложением в местный лицей и набрали там группу из 30 детей, пожелавших бесплатно обучиться финансовой грамотности. Благодаря обратной связи, отзывам и пожеланиям, посмотрели на курс глазами ребёнка. Ведь создавали-то проект взрослые, но хотелось узнать, как он воспринимается целевой детской аудиторией. 

И вот это тестирование помогло сделать наш продукт лучше. Был такой случай. Мы воспользовались информацией из официального источника и написали, что купюра с самым большим количеством нулей в мире (100 млрд!) находится в обороте в Зимбабве. И когда в 2008 году страну настиг глобальный экономический кризис, цены там росли с огромной скоростью. Так что в какой-то день на эту банкноту можно было купить всего лишь одну бутылку пива. Написали это, как говорится, без задней мысли. И вот кто-то из внимательных родителей нам указал: позвольте, курс-то для детей! О каком пиве вообще может идти речь?! Мы быстро исправили ошибку: заменили пиво на освежающий напиток. Вот реальные плюсы тестирования. 

— Я так понимаю, что ваша команда из 40 человек работает удалённо? Как же вы руководите людьми из разных регионов? 

— Это проектный менеджмент, есть определённые инструменты для управления. У нас в штате вместе со мной четыре человека, а остальные да, на удалёнке. Для меня это не новый опыт. Работая в сети клиник, я в таком режиме даже открывала крупный медицинский центр.

Обучающая программа для всей страны

— Кстати, как вы решились бросить свою должность и перспективы в успешной компании и начать с нуля собственный проект? Ведь хоть идея и классная, но, как вы упомянули, реализация имела смутные очертания?

— Вначале я думала, что это будет некое хобби. Старалась делать собственный проект параллельно с основным местом работы, часто засиживалась за набросками и расчётами по ночам. Но это было тяжело, да и идея обучения финансовой грамотности настолько меня поглотила, что я просто не хотела ничего другого. Вы знаете, как будто свыше мне пришла мысль, что я должна реализовать этот проект. Хотя у меня были реальные перспективы карьерного роста. 

— Вот вы обучаете кого-то, а как изменилось, и изменилось ли вообще, мышление ваших дочерей? Ведь это именно их можно назвать вдохновительницами, их поведение натолкнуло на идею, так резко повернувшую вашу жизнь!

— Первыми участницами «ФинГрама» стали мои дети. Хотя я не заставляла их, они добровольно вместе со мной прошли этот путь. Более того, девочки реально помогали мне в создании проекта. Я часто советовалась с ними, как и что лучше сделать, какой дизайн выбрать, как понятнее сказать или написать. 

И вот недавно увидела у старшей дочери, ученицы четвёртого класса, над письменным столом прикреплённый листок. Там написано: «Моя цель: новый телефон». Строчкой ниже: «Мои накопления» и подробные расчёты. Признаюсь, я её этому не учила, она сама освоила курс и теперь планирует свои накопления и расходы. Хочет сделать себе подарок ко дню рождения, который у неё через три месяца. К тому же принципиально изменились наши походы в магазин. Нет прежних «хочу-хочу!». Сейчас девочки посмотрят, что им нужно, подумают, проанализируют, а стоит ли покупать, и потом решают. Составляют списки покупок, размышляют на тему финансовой грамотности, у них сложилось понимание рыночной экономики и появилось критическое отношение к рекламе. 

— А к каким выводам вы пришли за эти полтора года? Как изменилось ваше мышление? 

— Может, это прозвучит пафосно, но моё кредо: «Идти к цели даже тогда, когда другие в тебя не верят». И я убедилась в том, что когда-то приняла правильное решение. Об этом свидетельствует обратная связь с родителями и детьми, где более 90 процентов отзывов о «ФинГрам» — положительные. 

И ещё аргументы: у нас есть образовательная лицензия, которую довольно сложно получить. А также благодарственные письма от партнёров и диплом за первое место в конкурсе образовательных программ в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» в номинации «Учусь дома». 

Ну, и как не сказать о новом для нас уровне: компания «Открытие Брокер» предложила сотрудничество. Один из его моментов — участие в программе лояльности, где инвесторам наряду с другими бонусами предлагается сертификат на обучение по курсу «ФинГрам». И, кроме того, на закрытой площадке этой компании мы проводим полуторачасовые вебинары для клиентов «Открытие Брокер» на тему финансового воспитания детей. На онлайн-семинарах большая посещаемость и высокая активность, сразу видно, что людям наши темы интересны, ведь участники задают много вопросов. О времени очередного вебинара клиентов информирует «Открытие Брокер», рассылая сообщения. 

И я теперь понимаю, что наша миссия — в повышении уровня финансовой грамотности среди ребятишек младшего школьного возраста. А цель — присутствие обучающей программы «ФинГрам» в каждом городе страны, чтобы она стала доступной для всех детей.

__

Напоминаем, что раздел регулярно пополняется свежими интервью, и единственная возможность не пропустить ничего важного — подписаться на обновления нашего сайта. Это можно сделать буквально в несколько кликов — внизу страницы есть форма, в которую нужно просто ввести свою электронную почту.

Больше интересных материалов
«Инвестирование — марафон, в котором мы выигрываем не на отдельных отрезках пути, а на всей дистанции»
Такое напутствие даёт новичку личный брокер «Открытие Брокер» Михаил Крутиков, формируя у клиента понимание правил фондовой биржи
«Этот спрос нарастал»: об интересе россиян к частным инвестициям и бизнес-литературе
Интервью главного редактора издательства «Бомбора» Рамиля Фасхутдинова для «Открытого журнала»
«Нет опыта — не поднимай штангу весом 200 кг!»
В этом уверен личный брокер Владислав Степанов, который формирует портфель своего нового клиента — спортивного тренера и владельца фитнес-клубов
«Семья — это команда»
Так считают супруги Михаил и Кристина Болдовы, которые занимаются инвестированием уже шестой год и придерживаются собственной модели «ячейки общества»