«Если будешь экономить и откладывать, у тебя хватит на желания и продукты»

«Если будешь экономить и откладывать, у тебя хватит на желания и продукты»

Интервью с выпускниками образовательного курса по финансовой грамотности младших школьников «ФинГрам», их родителями и франчайзи
Журналист, интервьюер

Персоны:

Юлия Савина, предприниматель, Киров
Оксана Бусовикова, инвестор, Новосибирск
Елена Иваненко, учитель начальных классов, Дзержинск
Алексей Марков, владелец клуба робототехники, Реутов

Год образования проекта: 2019

Такой вывод сделал семилетний мальчик, прошедший курс «ФинГрам». Теперь он контролирует родительские покупки в магазине, завёл три копилки — «на желания, чёрный день и жизнь» и стал лучше понимать ценность денег. Осознанное представление о финансах сформировалось и у других выпускников курса. Но не только у детей. Почему?

Дисциплина, пенни-борд и часть целого

Юлия Савина, предприниматель, г. Киров, мама 11-летнего Гриши

— Ваш сын Григорий был в первой группе, начавшей заниматься на курсе «ФинГрама». Откуда вы узнали об этом проекте?

— Мой сын учится в одном классе с дочерью Светланы Трушниковой, основателя и руководителя образовательного проекта по финансовой грамотности для младших школьников.

— Сына не пришлось уговаривать, он добровольно согласился участвовать? Дело-то новое и не вписывается в школьную программу. Как он отреагировал?

— Великолепно воспринял, никто его не заставлял. Да и мне изначально эта тема была интересна. Я педагог по образованию, шесть лет проработала по специальности, поэтому понимала, что уже пора обучать своего ребёнка финансовой грамотности. Ведь современные дети иначе относятся к реальности, чем мы в детстве. Я выросла в семье учителей, в скромном достатке, и родители не могли удовлетворять все мои «хочу то, хочу это!». А мы сегодня в этом плане намного больше позволяем детям, потому что у нас больше возможностей. И почти на каждое «мам, купи!» — я покупала. А когда поняла, что это «мам, купи!» повторяется слишком часто и суммы запрашиваемых подарков переместились в область 15–20 тысяч рублей, то решила: надо срочно что-то менять. И тут узнала, что Светлана запускает такой проект! Мне захотелось, чтобы Гриша в перспективе умел обращаться с деньгами. Дело в том, что я каждый месяц откладываю определённую сумму на его банковский счёт. И когда он вырастет, то получит серьёзный подарок. А вот как он распорядится этим подарком, будет зависеть от того, какое отношение к финансам у него выработается в детстве.

— Получается, этакий стартовый капитал для взрослой жизни. И распорядиться им нужно будет грамотно, а не купить на радостях от совершеннолетия смартфон или компьютер.

— Конечно, поэтому сейчас и надо менять финансовое мышление маленького человека. С чем успешно справляется «ФинГрам». Многие материалы курса представлены в игровой, «мультяшной» форме. А теория — не сухой учебник по экономике. Наоборот! Это доступное для детей изложение сложных понятий и фактов. Там здорово продуманы практические задания: они с головой вовлекают ребёнка в процесс решения разных финансовых ситуаций. И настолько вовлекают, что когда Гриша выписался из больницы, в которой лежал две недели, то дома первым делом открыл на компьютере «ФинГрам». А мы были как раз на середине курса. Ему не терпелось узнать, что там происходило без его участия.

— И какова же реальная практическая польза? Удалось ли этим занятиям изменить детское мышление?

— Удалось, безусловно. Мой сын стал задумываться, а что он вообще хочет, помимо своих прежних «хотелок». Что он может попросить у родителей. Как может заработать деньги.

— И к чему привели подобные размышления?

— У нас дома появилась целая система материального стимулирования ребёнка. Мы вместе с ним прописали определённые моменты, как он может зарабатывать.

— Любопытно, и как же? В чём суть системы?

— Мы не платим ребёнку за оценки или за выполнение какого-то функционала по дому. Ведь когда он помыл посуду или убрал свою комнату — это вклад в жизнь семьи.

— Ну да, ведь вам как маме никто не платит за то, что вы приготовили дома обед. Это вклад.

— Верно. Я как предприниматель прекрасно понимаю, что успех бизнеса во многом зависит от дисциплины каждого сотрудника. А как ребёнок может быть продуктивным? Тоже через дисциплину. Неважно, есть у него настроение или нет, но он каждый день должен совершать какие-то определённые действия.

— И вам удалось его убедить в этом?

— Не сразу, конечно. Месяца четыре после окончания курса мы разрабатывали чек-лист, в котором расписали, что Грише важно делать каждый день и в плане здоровья, и в изучении чего-то. Но это не касается школьного домашнего задания или спортивной секции. Нет, такие вещи просто обязательны по определению. А нужно было выполнять дополнительные пункты по оговорённому списку. Список этот мы составляли совместно, я на сына психологически не давила: где-то советовала и убеждала, а что-то он сам предложил.

— И парень зарабатывал, если выполнял все обязательные пункты?

— И зарабатывал, и зарабатывает сейчас. По договору все выполненные в день пункты стоят 30 рублей. Согласна, немного. Но в месяц набегает 900 рублей. Если весь месяц держит планку, то доплачиваю премию в 100 рублей, и получается тысяча.

— Деньги, и правда, небольшие, но они наверняка выполняют роль мощного мотивационного рычага. И, главное, приучают к дисциплине, которая пригодится будущему мужчине в армии, бизнесе, да и вообще в жизни.

— Да, смысл именно в этом. И ещё сын стал понимать ценность денег. А это основополагающее в финансовой грамотности. Конечно, ребёнок есть ребёнок, ему и побегать надо, и полениться, и в компьютерные игры поиграть. Как можно требовать от него железной дисциплины супермена? Но по итогам какого-то месяца он заработал всего 200 рублей, вместо 900. Ведь договор-то какой? Не выполнил норму — не получил. И он призадумался. Что такое 30 рублей? Ерунда. Можно и посачковать денёк-другой-третий. Да пожалуйста! Но итог месяца более чем красноречив. Гриша понял, что 30 рублей в день — это вовсе не ерунда, а составляющая часть целого.

— Хорошо, это один из важных моментов — понимание ценности денег. А что ещё практического дал курс?

— А ещё — как разумно распоряжаться заработанными деньгами, как их распределять. То есть сколько процентов дохода надо отложить на долгосрочную цель и сколько потратить на то, что хочется купить сейчас. Сын уже формирует финансовую подушку безопасности. А недавно скопил на пенни-борд — более универсальный аналог скейтборда. Мы заказали этот спортивный снаряд через интернет, Гриша его ждал с нетерпением, сам оплачивал. И видно, что не только был доволен покупкой, но и гордился собственной самостоятельностью. А ещё часть заработанных денег он тратит на какие-то повседневные нужды: пошёл с друзьями в кафе-мороженое или игрушку присмотрел.

— То есть прежние «мама, купи!» постепенно стали исчезать?

— Да, они стали уходить из нашего лексикона. Хотя бывает по-разному. Например, деньги дома забыл. Или спрашивает: почему родители других детей покупают всё, что те пожелают, а мне надо самому зарабатывать? У меня на этот счёт одно чёткое объяснение: я хочу тебе добра! Ведь не всегда слишком добрый учитель — хороший учитель. Мы обеспечиваем сыну всё необходимое: школу, одежду, питание, секции, дополнительное образование. Но разные «хотелки» — это уже сам! Такова наша позиция. И в осознании этого нам помог «ФинГрам». Я требовательна к своему ребёнку. Пусть он сейчас считает меня строгой, но потом, уверена, будет благодарен.

Три Стёпины копилки

Оксана Бусовикова, инвестор, г. Новосибирск, мама 7-летнего Степана

— Оксана, вы самостоятельно нашли в интернете «ФинГрам»?

— Да. Я повышаю свою финансовую грамотность: уже третий год учусь инвестировать на фондовом рынке. И когда стала погружаться в эти знания, то подумала: а почему бы и ребёнка не научить основам. Информацию ищу в книгах, интернете, и вот как-то повезло — нашла курс «ФинГрам». У одного блогера скачала тематический список литературы для детей, выписала для начала две книги: «Волшебный банкомат» Татьяны Поповой и «Пёс по имени Мани» Бодо Шефера.

(В разговор вступает Степан):

— У меня ещё есть книжка «Кира и секрет бублика»!

— Но книг, наверное, было недостаточно, поэтому вы и стали искать курс?

Оксана:

— Конечно, теория теорией, но я чувствовала, что нужны и практические действия. Тем более Степан увлекается компьютерными стрелялками-пулялками, а я решила в какой-то мере заменить их на образовательный продукт, чтобы сын и играл, и пользу получал.

— А в «ФинГраме» как раз...

Оксана:

— Да, чем он нам и «зашёл» — там анимированные герои и приключения. Степан, выполнив задание, с интересом ждал следующего. Его как магнитом притягивали к себе ребусы, задачки и новые игры.

— И что они дали семилетнему малышу с практической точки зрения?

Степан:

— Мы в магазин стали ходить со списком. Потому что раньше мы с мамой договаривались купить одно, а покупали очень много. Но теперь покупаем только то, что нужно.

Оксана:

— Сейчас Стёпа строго контролирует покупки. Говорит: «У нас этого в списке нет». И ещё. Мы перед походом в магазин обговариваем, что купим конкретно ему. И он прямиком направляется за своей покупкой, берёт только её и больше ничего не просит. Степан пока, может, и не осознаёт ценность денег, но знает, что их нужно считать и экономить.

— А почему надо экономить, Степан?

— Потому что если ты не будешь экономить и всё купишь, то у тебя не хватит денег, и ты будешь бездомным. А если будешь экономить и откладывать, тогда у тебя хватит на желания и на продукты.

Оксана:

— Стёпа, расскажи, какие у тебя копилки появились.

Степан:

— Одна копилка — на желания, вторая — на чёрный день и третья — на всю жизнь. Я в них кладу металлические деньги и бумажные.

Оксана:

— Я поясню. В копилку на долгосрочные цели он кладёт монеты, а в ту, что на краткосрочные, на желания — купюры. Ну чтобы побыстрей эти желания исполнились. Он уже на первую желанную цель накопил и приобрёл трюковый самокат. Следующая цель — гироскутер, а также лук и стрелы.

— Как же Степан на эти цели зарабатывает?

— В этом возрасте он ещё зарабатывать не умеет. И мы не поощряем оплату домашнего труда, потому что считаем, что это должно быть в семье обязательной процедурой. А со временем такое поощрение может превратиться в манипуляции. Но финансово можем отблагодарить сына за какие-то сверхдостижения.

— Он должен периодически становиться суперменом?

— В принципе, да. Вот он занимается в футбольной секции, и его команда на городском первенстве заняла второе место в своей категории. За это мы ему денежку и дали. Он должен понимать, что ни домашняя работа, ни учёба не оплачиваются — это само собой разумеющееся. А когда он чего-то достиг сверх обязательных вещей благодаря собственным усилиям, тогда да, это достойно поощрения. И, к слову, Степан хочет продолжения обучения финансовой грамотности, просит меня найти ему что-нибудь подобное в интернете.

В отпуск всей семьёй

Елена Иваненко, учительница начальных классов, г. Дзержинск Нижегородской области, мама 11-летней Ирины и 12-летнего Алексея

— Если учитель начальных классов со своими детьми занимается на курсе финансовой грамотности, это значит, что в вашей школе нет ничего подобного?

— К сожалению, нет.

— И как же вы узнали о «ФинГраме»?

— Наш завуч предложила всем учителям присмотреться к этому курсу и рассказать родителям школьников о проекте. И мы вместе с классными руководителями активно включились в работу.

— А вы включились, так скажем, по долгу службы или добровольно?

— Это не было приказом руководства, всё изначально предлагалось на добровольной основе. Но проект в первую очередь заинтересовал именно меня. Неспециалисту быть полностью сведущим в финансовой сфере, наверное, невозможно, да и не нужно. Но мир экономики постоянно развивается, появляются новые веяния, продукты и услуги. И надо быть в курсе событий. К тому же подростки сейчас рано становятся самостоятельными. Раньше, чем мы в своём детстве, начинают пользоваться благами цивилизации и банковскими продуктами. Поэтому то, что дети, в том числе и мои, узнали из курса «ФинГрам», стало для них очень полезным. Например, теперь они знают, чем отличаются дебетовая и кредитная карты, что такое кредит, депозит и многое другое.

— Но также полезно и важно обеспечить финансовую безопасность ребят от всякого рода финансовых мошенников.

— Конечно. «ФинГрам» рассказал о мошенниках и подтолкнул нас углубиться в эту тему, заняться поиском дополнительной информации. Мы запаслись знаниями, чтобы финансово обезопасить себя. Но не только это. «ФинГрам» как бы запустил стремление узнавать всё больше и больше об экономике, не ограничиваясь материалами курса. Может, это и есть его главная миссия.

— Как повлиял проект на жизнь вашей семьи?

— Теперь я не сомневаюсь, что мои дети хорошо подкованы теоретически по многим финансовым моментам и будут применять полученные знания. Да и уже применяют! Раньше нам само понятие «копить» давалось сложно. А после окончания курса сын поставил финансовую цель — обеспечить летний отдых всей семье за границей.

— И как же 12-летний школьник это сделает?

— Алексей спортсмен, участвует в соревнованиях, занимает призовые места. И вместо того, чтобы заработанные деньги потратить на какие-то развлечения, старается их сэкономить, потому что у него есть мама и сестра. Он у нас единственный мужчина в доме. Можно сказать, что мальчик сильно повзрослел в финансовом восприятии и разобрался в нюансах, ранее недоступных его пониманию. Главное, что у сына появилось желание и дальше получать знания в этой сфере.

«Шаробот» и «ФинГрам»

Алексей Марков, владелец клуба робототехники «Шаробот», франчайзи образовательного проекта по финансовой грамотности для младших школьников «ФинГрам», г. Реутов Московской области

— Почему вы решили стать партнёром проекта «ФинГрам», ведь у вас другая направленность в обучении детей?

— Да, тематика, безусловно, отличается, но нам стало любопытно, что может получиться. Мы увидели сам курс, который произвёл на нас впечатление, и решили, что он будет полезен ребятам из клуба. Ведь мы в «Шароботе» стремимся к развитию общих интеллектуальных способностей детей, дополнительных нейронных связей, как сейчас модно говорить. Не пытаемся воспитать суперинженеров или узких специалистов. Наша задача — пробудить интерес к сфере робототехники, показать, что она применяется во многих областях деятельности человека и практически ничем не ограничена, разве что чьей-то фантазией.

— Каков же возраст будущих повелителей искусственного интеллекта?

— У нас занимаются дети с 4 до 13 лет.

— Получается, к технической сфере вы решили добавить финансовую.

— Да, мы увидели в этом целесообразность. Хотя в деньгах как таковых не рассматриваем некую самоцель и не прививаем своим воспитанникам подобное понимание. Но стараемся донести до них, что финансы — это кровеносная система экономики, и здесь каждый должен обладать базовыми знаниями и навыками. Пусть не с четырёх лет, но уж с начальной школы — точно.

— Вы уже активно участвуете в процессе объединения робототехники и «кровеносной системы»?

— С этим проектом работаем полгода и стремимся к определённым прикладным результатам. Здесь нет сиюминутного эффекта, но мы наблюдаем, что дети начинают осознанно относиться к деньгам.

— Наверняка такое гармоничное образование поможет им в будущем, особенно если кто-то выберет стезю роботостроения или создания искусственного интеллекта. Ведь чтобы реализовать техническую, да и любую другую идею, нужны средства достижения. А как и где их достать — тут уж нужно решать задачи.

— Да, и «ФинГрам» предусматривает развитие финансового мышления через теорию и практику. То есть через решение задач. Сейчас продолжительность курса увеличивается с двух до трёх месяцев. И теперь это смешанный формат очно-заочного обучения. Ребята одну неделю самостоятельно онлайн изучают модули, а потом неделю занимаются у нас в клубе, решают задачи и играют в финансовые игры. Вот с такой периодичностью и проходят курс. Причём весь материал — это уникальные авторские разработки коллег из «ФинГрама». Мы по этой программе будем заниматься и во время летних школьных каникул.

__

Напоминаем, что раздел регулярно пополняется свежими интервью, и единственная возможность не пропустить ничего важного – подписаться на обновления нашего сайта. Это можно сделать буквально в несколько кликов – внизу страницы есть форма, в которую нужно просто ввести свою электронную почту.

Вам также может понравиться:
«В течение рабочего дня не торгую — физически нет времени»
Владимир Крекотень, генеральный директор «Открытие Брокер»
«Первой прибыли с лихвой хватало на дальнейшее развитие»
Интервью с руководителем «Богатырёв и Партнёры»
«Совместные планы — лучшая мотивация для развития бизнеса»
Интервью с партнёром «Открытие Брокер» Денисом Кулишом
«Я решил поступать, как считаю правильным, и не прогадал»
Интервью с партнёром «Открытие Брокер» Андреем Чистяковым
«Мы даём возможность зарабатывать вместе с нами!»
Как построить бизнес вместе с «Открытие Брокер»?
Интервью с руководителями партнёрских проектов
«Мы создаём то, что действительно востребовано клиентами»
Интервью генерального директора УК «Открытие»
Константина Федулинского изданию «Коммерсантъ. Деньги»
Больше интересных материалов
«Инвестирование — марафон, в котором мы выигрываем не на отдельных отрезках пути, а на всей дистанции»
Такое напутствие даёт новичку личный брокер «Открытие Брокер» Михаил Крутиков, формируя у клиента понимание правил фондовой биржи
«Этот спрос нарастал»: об интересе россиян к частным инвестициям и бизнес-литературе
Интервью главного редактора издательства «Бомбора» Рамиля Фасхутдинова для «Открытого журнала»
«Нет опыта — не поднимай штангу весом 200 кг!»
В этом уверен личный брокер Владислав Степанов, который формирует портфель своего нового клиента — спортивного тренера и владельца фитнес-клубов
«Семья — это команда»
Так считают супруги Михаил и Кристина Болдовы, которые занимаются инвестированием уже шестой год и придерживаются собственной модели «ячейки общества»