«Деньги — это поле взаимоотношений человека с обществом»

«Деньги — это поле взаимоотношений человека с обществом»

Интервью с Дарьей Алпатовой, педагогом-психологом образовательного проекта по финансовой грамотности «ФинГрам»

Персона: Дарья Алпатова
Должность: педагог-психолог образовательного проекта по финансовой грамотности для младших школьников «ФинГрам»
Локация: Москва
Образование: Московский городской педагогический университет, Международный институт коучинга родителей, детей и подростков
Год образования проекта: 2019

Дарья Алпатова, педагог-психолог проекта «ФинГрам»
Дарья Алпатова, педагог-психолог проекта «ФинГрам»
Тренировочная база

— Дарья, как вы давно в профессии?

— С 2006 года. Работала в детских садах в Монтессори-группах, была консультантом по детско-родительским отношениям. Потом занималась коучингом подрастающего поколения, параллельно создавала треннинги и вела «Школу юного лидера» для детей от 10 до 16 лет.

— «ФинГрам» — явно не случайность в вашей жизни?

— Думаю, закономерность. С основательницей и руководителем проекта Светланой Трушниковой познакомились в Инстаграме. Я тогда вела свой блог для родителей по воспитанию детей. Светлана была подписана на мой аккаунт. Предложила вместе поработать над реализацией новой идеи. Мне показалось это интересным, и мы начали сотрудничать.

— Но к финансовой сфере вы до этого не имели отношения?

— Имела, потому и согласилась на сотрудничество. Я вела мастер-класс онлайн в «Школе юного лидера» по теме обращения с карманными деньгами. Это был общеобразовательный ресурс, освещающий первичные знания. Но я не экономист и не финансовый аналитик.

— А как связаны детская психология и финансы? Мне рассказывали, что вы даже трёхлетних крох обучаете основам финансовой грамотности.

— Нет, таких маленьких не обучаю. В этом возрасте сознание детей направлено на познание мира в целом. Но знаю, что в некоторых детских садах есть намётки в сторону финансового обучения. Это тематические занятия, упражнения, просмотр мультиков, роликов, чтение сказок. То есть формирование в принципе ценностных убеждений в этой области. Но если мы скажем дошкольнику, например, что ему нужно беречь вещи и деньги, то для него это будет недоступно: как это делать и зачем? У ребёнка всё просто: либо что-то есть, либо чего-то нет, либо чего-то хочется. И здесь важно создавать ценностное отношение, как ко всему остальному, допустим, кашу надо есть, а не разбрасывать по столу. Родители должны приучать своих детей бережно относиться к вещам. Потом, когда малыши подрастут до 5–6 лет, необходимо вместе с ними перед походом в магазин составлять список покупок. Это избавит от истерических приступов и неприятных сцен в торговой точке с криками «хочу!» и «купи!».

— На самом деле, это шантаж со стороны маленького хитреца, ведь родитель, дабы избавиться от косых взглядов других покупателей, вынужден приобрести требуемую конфету, куклу или машинку.

— Да, и тем самым причиняет вред себе и ребёнку, который обязательно скажется в дальнейшем.

— И как этого избежать?

— Учить основам. Когда я работала в детсаду, там были малыши, уже в четыре года имевшие свои копилочки. Их мамы и папы старались дать им понять, что если будешь собирать денежки, то сможешь купить что-то, что тебе нравится. Речь не идёт о крупных суммах, а всего лишь о монетах. Но это своеобразная тренировочная база, когда на малых суммах учатся тому, что деньги любят счёт, их можно и нужно копить. Но главное, что сиюминутные желания часто не исполняются, а нужно время для их достижения. И важно уметь управлять своими желаниями. Это и есть ответ на ваш вопрос, как психология связана с финансами. Напрямую! Мы живём в мире материальных вещей и постоянно стремимся улучшить качество своей жизни.

Когда не будет помощи взрослых

— А что по факту?

— Вот именно. Большое количество кредитных обязательств и долгов. О чём это говорит? О неграмотном отношении к деньгам. Ведь деньги — это не просто бумажки, а целое поле взаимоотношений человека с обществом. И когда там случаются какие-то ошибки, то это свидетельствует о финансовой безграмотности. Поэтому чем раньше начинаем обучение, тем лучше для будущего детей. Спросите любого родителя, чего он хочет для своего ребёнка, и получите ответ: хочу, чтобы мои сын или дочка были гармоничными, самостоятельными личностями, чтобы умели принимать грамотные решения и жили хорошо, в счастье и богатстве. Но редко понимают, какие именно нужно прилагать усилия, чтобы это осуществилось. У нас же народ долгое время жил в атмосфере, где капитализм и рыночные отношения считались неприемлемыми.

— Сейчас, конечно, всё по-другому, но перестройка в головах многих явно затянулась.

— Да, многие люди с трудом понимают, что детей необходимо хорошо обучать не только школьным предметам, но и в бытовом плане. Вместо того, чтобы сразу дарить ребёнку всё, что он захочет, надо ему прививать ценности, убеждать, что желаемого обычно достигают, а не получают на блюдечке с голубой каёмочкой. Безусловно, нет нужды держать детей в спартанских условиях, если есть возможность дать им всё лучшее. Но обучать бережному отношению к полученному — очень важно. Потому что основная задача образования в детсаду и школе — подготовка детей к жизни, чтобы они были в состоянии справится с трудностями самостоятельно.

— Значит, вначале надо воспитывать взрослых, чтобы они потом передавали знания своим детям?

— Не воспитывать. Взрослые люди уже имеют свои устоявшиеся модели поведения. Но повышать уровень знаний и затем менять своё отношение к тем или иным вещам можно и нужно. И я как раз такую просветительскую деятельность и провожу в форме вебинаров и прямых эфиров. Как представитель проекта «ФинГрам» я объясняю, почему такое обучение важно. Надо менять собственные установки: не стесняться финансовой темы, а, наоборот, говорить дома о деньгах, состоятельных людях, труде и желаниях. О покупках, летнем отдыхе и поездках. О том, что для этого человек что-то делает: планирует, подсчитывает, составляет бюджет. Каждый месяц в этот бюджет заложено откладывание какой-то суммы. И если дети по мере взросления привлекаются к обсуждению таких вещей, то они начинают понимать ценность денег.

— Это же основа финансовой грамотности — понимание ценности денег. То есть для того, чтобы что-то получить, надо что-то сделать, поработать.

— Да. У меня в прошлом году был шквал вопросов от родителей «что делать?». Люди жаловались, что дети списывают с банковской карты взрослых деньги для апгрейда персонажей компьютерной игры или требуют купить новый телефон, гироскутер и прочее.

Что «зашито» в программе?

— Вы говорили, что не экономист и не финансовый аналитик. Так какова ваша роль в проекте «ФинГрам»?

— Я в этом проекте выполняю именно педагогическую деятельность — рассказываю, как передать детям базовые финансовые знания, как заинтересовать с учётом возраста. Именно заинтересовать! Ведь разных методических пособий и курсов в нашем пространстве педагогов и тренеров на эту тему много. Все материалы направлены на то, чтобы придерживаться определённого скрипта: цели и задачи — повысить уровень экономической осведомлённости подрастающего поколения. Если это внедрят в детсадах и школах, то будет очередная дисциплина, которую мама с папой сказали изучать.

— В этом, наверное, и есть изначальная ошибка постепенного внедрения в образовательный процесс таких курсов. Ведь дети расценят их как то, что нужно родителям, а не им самим. А раз так, то последует соответствующая реакция.

— Правильно. Послушный ребёнок придёт, посидит тихонько на занятии, и всё. А непослушный скажет: «Маме, папе надо — пусть и учатся!». В общем, толк от всего этого небольшой. Мы же сейчас составили методичку по обучению тренеров, которые будут передавать знания иным способом. Методичка основана на разработанной нами со Светланой обучающей программе. Мы увидели, что основная трудность — это подача материала. Здесь много зависит от знания психофизиологии соответствующих возрастов детей: каким образом их заинтересовывать? Потому что, если хотим повысить их мотивацию к обучению, следует обратить внимание на многие факторы. Первое — это физиология. Детям тяжело высидеть, допустим, 40 минут, слушая какую-то информацию. Им нужно постоянно двигаться, сменять деятельность, чтобы фокус внимания удерживать. Второе — как и через что заинтересовать? Детям нравится, когда с ними говоришь о них самих, о том, что они уже знают.

— В этом особенность «ФинГрама»?

— Да, наша программа создана, чтобы именно заинтересовать. Не дежурно провести занятия, получить деньги от родителей и на этом успокоиться. Это не про нас. Мы учли, что ребятишкам необходима смена деятельности во время занятий. И обязательно игровая форма подачи информации, то есть познание через игру. В нашей программе восемь настольных игр по разным темам. Скажем, что такое рыночные взаимоотношения? А вот смотрите, как они выглядят, какой тут расклад! И чтобы накопить какое-то количество фишек, наклеек или кристалликов и собрать свой мешочек богатства, надо пройти путь, выполнив задания. У детей все эти шаги, когда они подумали, совершили какие-то действия, закрепляются и на уровне воображения.

— Наверное, непросто быть тренером в таком процессе?

— Тренеры постоянно вовлекают ребят в разговор и обсуждение, задают им вопросы. Например: а у вас такое было? а помните, бабушка приходила и подарила вам деньги? кому уже дарили деньги? что вы с ними сделали? Это непрекращающийся процесс вовлечения «курсантов» в обдумывание, воспоминания, рассуждения. Тренер не даёт им убежать куда-то мысленно, проецируя передаваемые знания на жизнь ребят в кругу семьи, родственников и друзей.

— Такой подход создаёт и непрерывный отклик обучающейся аудитории малышей и подростков?

— Конечно, ведь они дома слышат знакомые вещи. Допустим, почему у бабушки или дедушки маленькая пенсия? И тренер им рассказывает, что такое пенсия, кто и когда её получает, что нужно делать, чтобы она не была маленькой. Вообще-то дети много знают, ведь в семьях обсуждают различные проблемы. Например, родители жалуются на нелюбимую работу и на то, что деньги достаются тяжело. И ребёнок невольно начинает думать, что деньги зарабатывать трудно, надо чем-то жертвовать. Но тренер объясняет, что в действительности деньги зарабатывать можно с удовольствием, если заниматься любимым делом. Но для этого надо много учиться и найти себе работу по душе. Таким образом мы преследуем цель – мотивация к учёбе и познанию.

— Я хочу уточнить: вы говорите о тренерах внутри проекта «ФинГрам» или это уже какие-то новые проекты?

— «ФинГрам» постоянно развивается, и теперь это не только онлайн-обучение, а ещё и школы с реальным присутствием детей. То есть, допустим, маленькие «курсанты» всю неделю трудятся онлайн, проходят определённые этапы. А потом приходят в школу «ФинГрама». Такая школа с реальным присутствием уже начала работу в Реутове Московской области. На очереди — ещё несколько в разных городах России. В таких школах ребята через игру, беседы и треннинг закрепляют полученные знания. Но есть и онлайн-формат для клиентов, которые желают, чтобы их дети повышали уровень финансовой грамотности. Но наша программа интересна для всей семьи, и когда все её члены обучаются вместе, то эффект повышается для каждого. Родители начинают обращать внимание на то, что они транслируют своим малышам в целом и о деньгах, и о вещах. В этой программе «зашито» много сопутствующих, сопрягающихся друг с другом сфер. Это вообще про отношение человека к самому себе, миру, людям.

Сокровище человеческого потенциала

— Без преувеличения можно сказать, что разработка уникальная?

— Вполне. Её бы внедрить на общегосударственном уровне, но пока это только планы. Конечно, курсы разные есть, но в нашем заложена идея постоянной мотивации детей. Ведь у них мозговая деятельность не такая совершенная, как у взрослых, не сформированы ещё аналитические центры, отсутствует в полной мере критическое мышление, нет способности соотнести что-то со своим опытом. Но то, что ребёнку знания о финансах скоро потребуются — это факт, поскольку он вступит во взрослую жизнь и так или иначе будет с этим столкнётся.

— А как вы относитесь к тому, что финансовой грамоте не учат в школах?

— С сожалением. Как ещё к этому можно относиться? Система образования в принципе несовершенна, ведь ничего совершенного не бывает. Но пока мы будем ориентироваться на какие-то показатели, не относящиеся к истинному образованию ребёнка и современной молодёжи, то, наверное, будем оставаться в общемировом значении страной с низким экономическим развитием. Вы посмотрите, какой стресс переживают девятиклассники и одиннадцатиклассники, когда сдают ОГЭ и ЕГЭ! Эти экзамены, по сути, ничего не дают, кроме стресса и насилия над подростковой психикой. Для чего это делается? Ни один взрослый не может ответить на вопрос.

— Действительно, для чего?

— Когда ко мне приходят подростки с нервным тиком и задают такой вопрос, то я не могу им ничего сказать. Я отношусь к подобным бюрократическим вещам резко отрицательно. Напротив, детей надо мотивировать на изучение предметов, которые им действительно интересны и в которых они сильны. Надеюсь, рано или поздно мы придём к тому, что будем ориентироваться на личность. Может, скажу высокопарно, но вот это сокровище человеческого потенциала, заложенное в каждом, необходимо извлекать на государственный уровень. Современная школа не додаёт детям практических знаний, которые пригодятся им во взрослой жизни. Учителям приходится нелегко, ведь нужно и программу отработать, и удержать внимание ребят.

Это не про жадность

— Радует, что хотя бы на частном уровне стремление родителей дать ребёнку финансовые основы набирает популярность.

— Да, такой осознанный подход вселяет надежду на лучшее будущее, на возможность для человека сделать лучший для себя выбор. Возможно, курсы финансовой грамотности в скором времени всё-таки появятся в школах. И сделать это можно вкусно и интересно. Это то, с чем дети взаимодействуют каждый день, начиная с раннего возраста, когда они общаются со своими игрушками. Именно тогда происходит формирование первичного понимания о собственности. А что мы часто видим во дворе на детских площадках? Ребёнок играет со своими игрушками, к нему подходит другой карапуз и берёт то, что ему понравилось. Владелец начинает рёвом и слезами заявлять о своих правах. Подбегает мамочка хозяина машинки или куклы и говорит: «Ты должен делиться!». Или, допустим, ситуация в семьях, где больше одного ребёнка. Старший, по правилам этих семей, автоматически становится «спонсором» младшего. Родители недоумевают по поводу старшего: «Ну почему ты не дал сестрёнке или братишке фломастеры?». Жадность, дескать, это плохо. Но тут же не о жадности речь! Владельцы игрушек, фломастеров и прочих вещей абсолютно правомерно заявляют: «Это моё! Я этим обладаю и хочу, чтобы у меня хотя бы элементарно спросили, можно ли взять». Конечно, дети должны делиться, отдавать что-то, но также и брать. И понимать, что они чем-то владеют.

— Ох, я представляю, сколько сейчас раздастся негодующих голосов! Ведь множество поколений выросло на установке «ты должен делиться».

— В том-то и дело! Мы же в начале беседы и говорили о финансовой безграмотности населения. А из чего она складывается? В том числе и из таких вот установок. Подобные детские отношения перекладываются на отношение повзрослевших людей к деньгам. И если старшему ребёнку постоянно говорить, что он старший и поэтому должен делиться, то тот так и прогорбатится всю жизнь на кого-то. И десятилетиями будет тащить на себе тяжкий груз под названием «ты должен!».

Сила внутренней мотивации

— И всё-таки, с какого возраста надо обучать детей финансовой грамотности? С детской площадки?

— Именно! Игрушки в песочнице и есть прототип финансов во взрослой жизни. Но это не значит, что сейчас надо резко бежать в «Детский мир», скупать полмагазина игрушек и говорить: «Это твои, никому не отдавай!». И это не значит, что у малыша должно быть строго ограниченное количество игрушек, покупаемых ему на дни рождения и Новый год. Ни в коем случае! Но всё должно быть рационально. Пусть пока ему невдомёк, что нужно составить список для похода в магазин. Но родители должны транслировать на собственном примере, объясняя, что вот такую игрушку мы купим завтра, когда получим зарплату или когда ты накопишь достаточно монеток в своей копилке. И надо помочь ему с этой копилкой!

— Вы говорите, казалось бы, простые вещи, но для многих они непостижимы или сложны. Ведь действительно, быт человека всецело связан с финансами, и если не считать тему денег запретной (как это делается в некоторых семьях), то ребёнок будет постигать азы каждый день своей жизни.

— Да, бывает, приходят ко мне родители десятилетних подростков и спрашивают: «А когда сыну/дочке можно давать карманные деньги?». Я отвечаю, что это надо было делать ещё с первого класса. Тогда родители парируют: «А вдруг он/она потратили бы всё на конфеты или жвачки?». Конечно, потратили бы, а откуда этим детям знать, как распоряжаться деньгами? Это серьёзная объёмная тема и её нужно демонстрировать детям постоянно.

— К счастью, в нашей стране немало девчонок и мальчишек, воспитанных по-другому. Так, согласно исследованиям онлайн-лагеря «Фокскорд», 70% школьников уже знают, чем будут заниматься в будущем. Они выбрали блогинг, программирование и киберспорт. А в вашей практике встречались ребята с задатками бизнесменов?

— Как-то я проводила мастер-класс в одной из московских школ. У слушателей, четвероклассников, спросила, кто из них уже заработал свои первые деньги? Мне приятно было увидеть, что больше половины ребятишек подняли руки. И тогда я попросила их поделиться опытом. Прозвучали разные истории. Кто-то заработал на дополнительных услугах в семье. То есть не за выполнение домашних обязанностей, за которые не стоит платить детям, а сделав что-то особенное. Например, поехал с папой на дачу и помог отремонтировать гараж. Или помогла маме организовать рассылку изделий ручной работы. Одна девочка из билингвальной семьи, хорошо знающая французский язык, летом подрабатывала репетитором. Но, пожалуй, самый яркий случай произошёл с мальчиком, захотевшим электросамокат стоимостью 40 тысяч рублей. У четвероклассника уже были карманные деньги, но до цели оставалась ещё внушительная сумма. Его папа предложил: ты, парень, два летних месяца поработай, и, если тебе не будет хватать, я добавлю недостающие средства. И что придумал юный предприниматель? Он предложил соседям по коттеджному посёлку, где всё лето проживала эта семья, выгуливать собак за определённую плату. Так и купил желанный электросамокат. Причём семья эта состоятельная и могла позволить себе приобрести вещи и подороже. Но вот подобным образом там воспитывают своего сына: ставить цель и достигать её.

— В четвёртом классе, и уже собственный проект! Ведь мальчишка сам придумал, как заработать деньги. Это здорово. Ну а каковы ваши планы в проекте «ФинГрам»?

— Проект, безусловно, будет развиваться, потому что мы создали его уникальным, не оглядываясь на какие-то готовые методики официальных ведомств. Я при создании нашей образовательной программы опиралась на опыт работы с детьми, на то, как их заинтересовать. Созданный нами скрипт общения с ребёнком основан на повышении его внутренней мотивации. А это в будущем наилучшим образом скажется не только на финансах, но и на воспитании сильных качеств личности.

__

Напоминаем, что раздел регулярно пополняется свежими интервью, и единственная возможность не пропустить ничего важного – подписаться на обновления нашего сайта. Это можно сделать буквально в несколько кликов – внизу страницы есть форма, в которую нужно просто ввести свою электронную почту.

Журналист, интервьюер
Вам также может понравиться:
«Первой прибыли с лихвой хватало на дальнейшее развитие»
Интервью с руководителем «Богатырёв и Партнёры»
«Я решил поступать, как считаю правильным, и не прогадал»
Интервью с партнёром «Открытие Брокер» Андреем Чистяковым
«Мы даём возможность зарабатывать вместе с нами!»
Как построить бизнес вместе с «Открытие Брокер»?
Интервью с руководителями партнёрских проектов
«Мы создаём то, что действительно востребовано клиентами»
Интервью генерального директора УК «Открытие»
Константина Федулинского изданию «Коммерсантъ. Деньги»
С азбукой буквенной учим и финансовую
Интервью со Светланой Трушниковой, основателем и руководителем образовательного проекта по финансовой грамотности для младших школьников «ФинГрам»
За месяц торговли на утренней сессии на Московской бирже — 83 000 сделок!
Интервью с Максимом Захаровым, семь лет занимающимся алготорговлей и в совершенстве овладевшим стратегией и тактикой алготрейдера
Больше интересных материалов
«Инвестирование — марафон, в котором мы выигрываем не на отдельных отрезках пути, а на всей дистанции»
Такое напутствие даёт новичку личный брокер «Открытие Брокер» Михаил Крутиков, формируя у клиента понимание правил фондовой биржи
«Этот спрос нарастал»: об интересе россиян к частным инвестициям и бизнес-литературе
Интервью главного редактора издательства «Бомбора» Рамиля Фасхутдинова для «Открытого журнала»
«Нет опыта — не поднимай штангу весом 200 кг!»
В этом уверен личный брокер Владислав Степанов, который формирует портфель своего нового клиента — спортивного тренера и владельца фитнес-клубов
«Семья — это команда»
Так считают супруги Михаил и Кристина Болдовы, которые занимаются инвестированием уже шестой год и придерживаются собственной модели «ячейки общества»