Внутриэкономические предпосылки Гражданской войны 1861–1865 гг. в США, особенности Юга и Севера

Стремление Юга к импорту и неконкурентоспособность Севера

Внутриэкономические предпосылки Гражданской войны 1861–1865 гг. в США
Экономический обозреватель

160-летие начала Гражданской войны в США заставило вспомнить социальные и политические причины внутреннего военного конфликта, в котором было убито почти столько же американцев, сколько в двух мировых войнах. 

Рис. 1. Потери США в различных военных конфликтах. Источник: https://www.kommersant.ru/doc/503980
Рис. 1. Потери США в различных военных конфликтах. Источник: https://www.kommersant.ru/doc/503980

Гражданская война — это война за освобождение рабов. Но у этого конфликта были и экономические корни. Сам Авраам Линкольн сначала утверждал, что не собирается отменять рабство, а цель войны — вернуть в состав Союза южные штаты, которые объявили о сецессии и образовали Конфедерацию.

Противоречия между Севером и Югом были вызваны не только разной историей и культурой этих штатов. У них были разные системы хозяйства.

Индустриализация Севера

На Севере плантационное хозяйство было невозможно, а развивалось фермерское, поэтому элита вынуждена была находить иные источники дохода. Сначала это была торговля, в том числе работорговля. Хозяйственное использование рабов на Севере было ограничено, поэтому северяне ввозили рабов для продажи на южные плантации.

Пик торговли был достигнут в начале XIX в., когда торговый флот Севера насчитывал шесть тысяч судов общим водоизмещением 1,3 млн тонн. Но началась война в Европе и экономическая блокада Франции Великобританией. Затем — ответная континентальная блокада Наполеона, задержание американских кораблей обеими конфликтующими сторонами. И как финал — объявленное Джефферсоном эмбарго на торговлю с Англией и Францией. В результате для части капитала Новой Англии стали искать другое применение, что дало толчок развитию промышленности.

Покупка Луизианы и начало освоения прилегающих к Великим озёрам земель породили спрос на разнообразную промышленную продукцию. Рост внутренней торговли дал толчок развитию транспорта — сперва в виде строительства каналов, соединяющих бассейны судоходных рек, а начиная с конца 20-х гг. XIX в. в виде шоссейного и железнодорожного строительства. Речной транспорт и каботажное плавание тоже получили большое развитие.

Поддержка железнодорожного строительства осуществлялась за счёт субсидий штатов и предоставления железнодорожным компаниям земельных участков вдоль будущей трассы. После строительства железной дороги такие участки дорожали. Это обстоятельство лежало в основе земельных спекуляций. Масштаб злоупотреблений был таков, что в американском обществе всё шире распространялась точка зрения, что господдержка железнодорожного строительства ставит под угрозу личные свободы граждан и подрывает легитимность государства.

В 1846 г. штат Нью-Йорк ввёл запрет на государственное финансирование железных дорог. В течение следующих 15 лет (до начала Гражданской войны) его примеру последовали Айова, Вирджиния, Калифорния, Кентукки, Миннесота, Мэн, Мэриленд, Огайо, Орегон и Пенсильвания.

15-й президент США Джеймс Бьюкенен (последний южанин-президент, избранный перед Гражданской войной) заявил, что подобная схема финансирования «увеличит возможности исполнительной власти по раздаче постов и должностей до угрожающих масштабов и приведёт к систематическим злоупотреблениям и коррупции».

Тем не менее к 1860 г. общая протяжённость американских железных дорог превысила 30,6 тыс. миль (в Великобритании всего 7,5 тыс. миль), а общие капиталовложения в железнодорожное строительство достигли умопомрачительной для тех времён суммы в 1 млрд долл. И хотя Юг отставал в темпах строительства железных дорог от Севера, по сравнению с другими странами он тоже был передовой железнодорожной державой. Южан интересовали пути удобной доставки хлопка к портам, и в значительно меньшей степени спекуляции с железнодорожным строительством. Да и лоббистов-производителей рельсов и паровозов в южных штатах не было. Поэтому, если северяне использовали технику местного производства, южане могли отдавать предпочтение качеству и известности английских заводов. Это было одной из причин разнобоя в ширине колеи на линиях разных железнодорожных компаний. Приведение их к единому стандарту — 4 фута 8,5 дюймов (1435 мм) началось только в 1881 г.

Рост судостроения дал толчок развитию промышленности. Увеличение населения за счёт иммиграции и расселение фермеров на новых территориях расширяло спрос на сельхозинвентарь.

В США появилась и собственная текстильная промышленность, которая вполне успешно удовлетворяла значительную часть внутреннего спроса.

Но основной приток денег в экономику давала внешняя торговля. Главными экспортными товарами были табак и хлопок с южных плантаций, а главными субъектами внешней торговли — купцы и торговые компании Севера.

Тарифы раздора

Увеличение спроса на хлопок со стороны ткацких фабрик Европы (и казённых пороховых заводов ведущих держав) привёло к увеличению цены на него, что повышало доходы южных плантаторов и северных торговцев. Промышленники Севера были заинтересованы в вывозе хлопка не меньше южных плантаторов. Основные противоречия были по поводу внутренних пошлин. Северяне настаивали на необходимости защищать внутренний рынок. А для богатых южан это означало необходимость переплачивать за качественные товары из Европы или вынужденно выбирать не такие хорошие товары производства северных штатов.

Споры по поводу импортных тарифов пронизывали всю политическую историю США до начала Гражданской войны.

Если до Англо-американской войны 1812–1814 гг. тарифы служили в основном для пополнения федерального бюджета, то тариф 1816 г. принимался из соображений защиты отечественной промышленности (в основном северной) от демпинговых поставок из Великобритании, начавшихся после заключения Гентского мира в 1814 г.

Тариф 1816 г. стал результатом экономического компромисса между Севером и Югом, а уже тариф 1824 г. (откровенно протекционистский, призванный защитить американских производителей железных изделий, шерсти, текстиля и сельскохозяйственной продукции) положил начало антагонизму Севера и Юга по экономическим вопросам.

Следующий, принятый в 1828 г., «омерзительный тариф» установил пошлину в 38% на наиболее популярные импортные товары и 45% — на импортируемые сырьевые материалы. На Юге указывали, что тарифы не только заставляют больше платить за ввоз, но и сокращают закупки англичанами южного хлопка (объём которых зависел от британского экспорта в США).

Возмущение южан и их борьба за отмену «омерзительного тарифа» заставили президента Эндрю Джексона подписать компромиссный закон 1832 г., который не удовлетворил Южную Каролину, заявившую о недействительности тарифов 1828 и 1832 гг. на территории штата. Это породило конституционный кризис, в ходе которого впервые прозвучали призывы к сецессии (выходу штата из состава Союза). На Юге родилось движение так называемой нуллификации. Его сторонники заявляли: штаты имеют право не исполнять тех федеральных законов, что противоречат законам и интересам штатов.

В 1833 г. эту точку зрения озвучил в Сенате идеологический лидер южан Джон Колдвелл Кэлхун: «Конституция — это договор суверенных штатов. Всякий раз, когда стороны, не имеющие общего посредника, заключают договор, за каждой из них остаётся право самой судить об объёме своих обязательств».

Президент Джексон даже угрожал отправить правительственные войска для обеспечения соблюдения закона о тарифах. Но в результате был достигнут компромисс — Южная Каролина отменила своё постановление, а Конгресс принял новый тариф 1833 г., в котором учли некоторые требования южан. В этом законе предусматривалось, что налоги на импорт будут постепенно снижаться в течение следующего десятилетия, пока к 1842 г. они не достигнут уровня, установленного в тарифах 1816 г. — в среднем 20%.

По мере планового понижения импортных тарифов увеличивались лоббистские усилия американских промышленников. И в 1842 г. импортные тарифы (голосами либералов, имевших большинство в Конгрессе) были повышены почти до 40%, а также ужесточена тарифная сетка и процедура сбора пошлин.

Через четыре года, в 1846 г., демократическое большинство Конгресса приняло тариф Уокера, снизившего ставки пошлин в среднем до 25%. Тариф Уокера привёл к росту внешней торговли и принёс в федеральную казну больше доходов, чем прежний более высокий тариф.

Рис. 2. Изменение импортных тарифов в США. Источник: dataweb.usitc.gov
Рис. 2. Изменение импортных тарифов в США. Источник: dataweb.usitc.gov

Этот тариф продержался до 1857 г., когда он был снижен до 18% (в связи с отменой в Великобритании протекционистских «хлебных законов», препятствовавших импорту в Англию кукурузы и другого зерна).

Республиканская партия назвала низкий тариф причиной кризиса, разразившегося в США в 1857 г. На выборы республиканцы шли с обещаниями защитить американскую промышленность. После потери демократами большинства в Конгрессе новая республиканская партия получила возможность поднять ставки, приняв тариф Моррилла. Указ о нём был подписан президентом-демократом Джеймсом Бьюкененом в начале марта 1861 г., незадолго до вступления в должность президента Авраама Линкольна. Но это стало возможным только после того, как южные сенаторы вышли из Конгресса, а их штаты — из Союза.

И на президентские выборы Линкольн шёл с обещанием защитить промышленность Севера (и Среднего Запада, который тогда переживал бурную индустриализацию).

__

Каждую неделю в этой рубрике появляются новые статьи. Чтобы не пропустить очередное обновление, подпишитесь на нашу рассылку — это можно сделать в специальной форме внизу страницы. А высказать любые предложения и пожелания по улучшению нашей работы можно через форму обратной связи. Мнения читателей очень важны для нас!