Фильм «Предел Риска»

Про ночь, предшествующую финансовому кризису 2007 года
Дарья Пенькова
Редактор

Название: «Предел Риска» (Margin Call)
Год: 2011
Рейтинг IMDB: 7.1
Страна: США Жанр: триллер, драма
Длительность: 107 мин.
Режиссер и сценарист: Джей Си Чендор
Номинации: премия «Оскар» и «Золотой Медведь» Берлинского Кинофестиваля в категории «Лучший оригинальный сценарий»

В ролях: Кевин Спейси — Сэм Роджерс,
Пол Беттани — Уилл Эмерсон,
Закари Куинто — Питер Салливан,
Джереми Айронс — Джон Талд,
Деми Мур — Сара Робертсон,
Саймон Бейкер — Джаред Коэн.

Это лишь деньги. Куски бумаги с картинками, чтобы мы не поубивали друг друга ради еды.

Уолл-Стрит считается неофициальном экономическим центром, куда стекаются денежные потоки со всего мира. За стенами ее многоэтажных офисных комплексов происходит перераспределение капитала по наиболее выгодным позициям, которые находятся в растущем тренде. Именно отсюда, с Уолл-Стрит, начался очередной экономический кризис, когда в 2007 году банк Lehman Brothers объявил о своей финансовой несостоятельности.

Рис. 1. Кадр из фильма «Предел Риска»

Эта транснациональная корпорация была крупнейшим держателем страховых портфелей, под расчет которых осуществлялись все денежные операции — от обслуживания государственного долга США до частных инвестиций. Банкротство настолько крупного игрока стало отправной точкой понижающегося тренда всего фондового рынка. Биржевой коллапс спровоцировал экономическую нестабильность во многих странах мира, став причиной скачкообразного роста инфляции и обнищания незащищенных слоев населения.

Большой успех не является признаком большого ума.

Начальник отдела управления рисками Эрик Дейл, проработавший в компании 19 лет, попадает под каток массового увольнения. Перед тем, как за его спиной захлопывается дверь, он успевает передать незаконченный им проект младшему сотруднику своего отдела Питеру Салливану. Решив задержаться после работы, тот доводит до конца долгосрочную аналитику по текущей модели. После подведения итоговых расчетов обнаруживается, что финансовые риски по сделкам далеко выходят за допустимые пределы и уже грозят банкротством всей компании. Немедленно собирается совет учредителей, на котором директор Джон Талд ставит задачу незамедлительного сброса «токсичных» бумаг, нимало не заботясь о том, к каким последствиям эти действия могут привести.

Рис. 2. Кадр из фильма «Предел Риска»

— Ты продашь им то, что ничего не стоит.
— Я продам тем, кто захочет купить по текущей рыночной цене.

Фильм выступает в категории финансового триллера, но, вместе с тем, напрочь лишен основных черт, которые присущи этому жанру. Все действие происходит на территории компании в течение 24 часов с момента обнаружения зоны риска в модели торговой системы. Такая камерность переводит «Предел риска» в разряд сценарного кино, делающего основную ставку на игру актеров. Сталь, стекло и бетон, тусклые цвета освещения заставляют зрителя сконцентрироваться не на окружающем антураже, а на героях этой истории. Ведь, по сути, здесь не происходит ничего, выходящего за рамки человеческого понимания, а весь драматизм ситуации прячется за сухими выкладками рыночных аналитиков и графиками ценовых моделей.

— Ты правда заработал в прошлом году два миллиона?
— Ага.
— И как их потратил?
— Ну.... быстро. 

Режиссер оборачивает линейную композицию в два слоя. Первый состоит из экономической терминологии, пунктирно объясняющей особенности задач, которые изолированно решают рыночные аналитики и трейдеры. Но, вместе с тем, лента не позиционируется как документальное свидетельство экономического обвала 2007-2008 годов. Несмотря на то, что параллели и прототипы легко угадываются, все события максимально обезличены. Имена и отсылки в данной ситуации не играют большого значения, потому что механизм зарождения кризисных явлений остается неизменным вот уже не одну сотню лет. Режиссер Джей Си Чендор ставит акцент на людях, моральные установки и этические дилеммы которых и составляют второй уровень сюжетного обрамления.

Состоятельные трейдеры и брокеры в лощеных костюмах едут по нищим кварталам. Они смотрят на ежедневную суету сверху вниз из окон фешенебельных спорткаров и офисов, оборудованных по последним дизайнерским тенденциям, но не видят в людях людей. Они сознательно отсекают от себя саму возможность простых человеческих эмоций, оценивая только рабочий доход и проценты по ипотеке. Биржевые монстры, получающие гонорары с девятью нулями, глядят поверх голов блеклыми глазами и цепляются за любую возможность заработать больше, больше, еще. И неожиданном мерилом их благосостояния становится один немолодой умирающий пес. Он разом обесценивает эти красивые позы и превращает все пафосные тирады в то, чем они и являются на самом деле, — пустое сотрясение воздуха.

— Знаете, что испытывает человек, который стоит на краю пропасти? Это не боязнь падения, а боязнь того, что он может в нее прыгнуть.
— Очень глубокая и умная мысль, спасибо.