Фильм «Костёр тщеславий»

О том, как нелепая случайность может в корне всё изменить
Алексей Рубцов
Руководитель специальных проектов «Открытие Брокер»

«Костер тщеславий» — кино из того времени, когда в Голливуде ещё умели снимать без оглядки на стопроцентно рабочие шаблоны. Известные актёры участвовали в сомнительных проектах, не очень-то думая о возможной критике, которая может последовать за выходом фильма, а режиссеры с именем брались за явно не свой материал.

В результате на свет появлялись довольно неоднозначные произведения. Многие из них, впрочем, благодаря своей очевидной кривизне до сих пор не забылись. Сначала над фильмами и их создателями просто потешались, а теперь это своего рода экспонаты кинематографической кунсткамеры, на которые любопытно посмотреть по прошествии многих лет. 

Кадр из фильма «Костёр тщеславий»

В «Кострах тщеславий» под руководством блестящего режиссера Брайана Де Пальмы довелось поработать Брюсу Уиллису, Тому Хэнксу, Мелани Гриффит — актёрам, известным и признанным во всем мире уже на тот, 1990-й, год. При таком составе, с точки зрения кино как искусства, фильм на удивление плох. Он даже получил премию «Золотая малина», которая даётся за сомнительные достижения в кинематографе.

Тем не менее, посмотреть его однозначно стоит. Хотя бы потому, что снят он по одной из лучших книг книге Тома Вульфа — известного американского журналиста и писателя — основателя школы «новой журналистики». Это и есть то, что, помимо актёрского состава, делает фильм примечательным. 

Кадр из фильма «Костёр тщеславий»

В книге (в общепринятом переводе «Костры амбиций») Вульф-писатель очень достоверно и психологически точно выписывает образ одного биржевого маклера с Уолл-Стрит. Вульф-журналист, находящийся во всех сразу современных ему информационных трендах, помещает героя в реалистичный, открытый мир Нью-Йорка начала 90-х. В результате книга представляется практически документальным произведением. Это реальная история страны и города, схваченная в моменте и увиденная глазами типичного успешного американца, который сделал себя на успешных биржевых операциях.

Фильм облегчён и упрощён по сравнению с книгой в угоду широкой публике. И всё же, благодаря этой простоте и непредвзятости, а главное —своевременности экранизации, можно, не загружая мозг философскими проблемами, выводящимися в книге, посмотреть на вселенную Уолл-Стрит конца восьмидесятых — начала девяностых. Вселенную, которая, как и сегодня, способна меняться за минуты сама и меняет людей, существующих внутри неё.

Кадр из фильма «Костёр тщеславий»
И в книге, и в фильме очевиден следующий посыл. Как бы успешен ты ни был в профессии, какое бы видимое благополучие тебя ни окружало, какой бы надежной тебе ни казалась твоя жизнь — одна нелепая случайность может в корне всё изменить. А тогда деньги быстро закончатся, друзья сделают вид, что незнакомы с тобой, коллеги моментально вспомнят все твои грехи и оплошности, обратят в свою пользу твою уязвимость.

На этой идее построено множество сюжетов, но именно «Костер тщеславий» наглядно демонстрирует, насколько беззащитным перед жизненными коллизиями может оказаться любой человек. Даже тот, кто уверен в себе и способен идти на крупный риск.

Как на момент событий, происходящих в фильме, так и сейчас, особенно имея дело с современными объёмами информации, легко оторваться от реалий, которые не всегда нас за это прощают.
Кадр из фильма «Костёр тщеславий»

В фильме не просматривается притча, но книга, безусловно, дает пищу для философских размышлений. Фильм можно посмотреть ещё и для того, чтобы подготовить себя к прочтению книги, которая точно повысит уровень общего развития, а при глубоком осмыслении, может быть, и поможет справиться с трудностями, поджидающими каждого, кто путешествует опасными, но интересными дорогами инвестиций на финансовых рынках.