Такой метод — один из способов оценки бизнеса. Суть его такова: инвестиционная привлекательность нескольких компаний оценивается путём их сравнения при помощи нескольких финансовых коэффициентов (мультипликаторов). Компании, у которых коэффициенты ниже средних по отрасли, считаются более привлекательными для инвестиций; если же коэффициент выше, то компания переоценена. Это объясняется тем, что разрыв между значениями мультипликаторов недооценённых компаний и средними значениями будет сокращаться, и вскоре они окажутся лучше других по динамике стоимости акций (капитализация либо будет быстрее расти, либо медленнее сокращаться). Или же разрыв может быть преодолён благодаря росту показателей основной деятельности: это тоже повысит и прибыль компании, и её капитализацию.
Финансовых коэффициентов, которые используют для подобного сравнения, всего шесть. Главный мультипликатор — капитализация компании (Р) — делится на один из пяти показателей её деятельности. Это прибыль (E), выручка (S), балансовая стоимость (BV), свободный денежный поток (FCF) и различные отраслевые показатели (PR). Рассмотрим пример использования этих мультипликаторов и сравним две нефтедобывающие компании.
Компания 1 | Компания 2 | |
Капитализация (Р) | 1 млрд руб. | 200 млн руб. |
Чистая прибыль (E) | 400 млн руб. | 70 млн руб. |
Выручка (S) | 900 млн руб. | 300 млн руб. |
Балансовая стоимость (BV) | 2 млрд руб. | 100 млн руб. |
Свободный денежный поток (FCF) | 100 млн руб. | 60 млн руб. |
Запасы нефти (PR) | 100 млн баррелей | 50 млн баррелей |
Первый мультипликатор — P/E (Price/Earnings). Он отражает период, за который цена акций компании окупится, правда, с прицелом на то, что у компании стабильный уровень прибыли, и акционеры получают её в полном объёме. Мультипликатор можно рассчитывать как на одну акцию, так и по всей компании — результат будет одинаковым. Чем меньше этот мультипликатор по сравнению с другими аналогичными компаниями, тем более дёшево стоит акция.
В нашем примере прибыль первой компании — 400 млн руб., а капитализация — 1 млрд руб. Поделив её на прибыль, мы узнаем текущее значение P/E = 2,5. Прибыль второй компании — 70 млн руб., капитализация — 200 млн: при расчёте её показатель P/E = 2,9. Предположив, что прибыль компаний сохранится в прежнем объёме, мы можем подсчитать, что акции «1» окупятся за 2,5 года, а «2» — только за 2,9. Таким образом, по этому показателю первая компания выглядит более подходящей для инвестиций. Стоит также учитывать среднее по отрасли значение P/E. Если оно, например, равно пяти, то обе компании будут привлекательными для инвестирования. А если среднее значение по отрасли — два, то они будут слишком дорогими и переоценёнными.
Мультипликатор P/S (Price/Sales) — соотношение капитализации компании и её выручки за год. Этот мультипликатор показывает востребованность бизнеса компании и, как следствие, возможную прибыль.
Выручка первой компании в нашем примере составляет 900 млн руб., второй — 300 млн руб. Подсчитав, мы получаем для первой компании коэффициент P/S, равный 1,11, и 0,66 — для второй. По этому показателю компания «2» более привлекательна для инвестиций, нежели «1». Мультипликатор P/BV (price-to-book value) — цена одного рубля чистых активов компании. Она рассчитывается путём деления капитализации на балансовую стоимость.
У первой компании этот показатель составляет 2 млрд руб., у второй — 100 млн руб. Подсчёт коэффициента даёт для компании «1» результат 0,5, для компании «2» — 2. Это означает, что, если вы покупаете акции за 1 рубль, у первой компании вы получаете два рубля стоимости чистых активов, а у второй — 50 копеек. В этом отношении первая компания имеет заметное преимущество.
Мультипликатор P/FCF (price-to-free cash flow) — соотношение капитализации и свободного денежного потока. Это отражение стоимости одного рубля свободного денежного потока — средств, которые остались в компании после внесения всех инвестиций и финансирования операций — даёт понять, за какой срок окупятся инвестиции в компанию.
Свободный денежный поток первой компании равен 100 млн руб., второй — 60 млн руб. При таких условиях коэффициент P/FCF в первом случае равен 10, во втором — 3,33. Как мы видим, компания «2» значительно привлекательнее в этом отношении: на один инвестированный рубль вы получаете 30 копеек денежного потока. Компания «1» при таком же размере инвестиций даст всего 10 копеек.
Отраслевые показатели отражают способность компании к получению дохода в рамках своей профильной деятельности. Порой они также могут показать возможности компании — расширение объёмов деятельности или эффективности использования денежных средств, а также запас прочности и рентабельности бизнеса компании.
Мультипликатор P/PR в нашем примере отражает количество запасов нефти у компаний, выраженное в млн баррелей. У компании «1» запас составляет 100 млн баррелей, у «2» — 50 млн. Полученный коэффициент у «1» равен 10, у «2» — 4. Это значит, что цена запасов одного барреля нефти у первой компании — 10 руб., а у второй — 4.
Чтобы упорядочить полученные данные, сведём их в таблицу и добавим среднеотраслевые значения (они взяты примерно).
Коэффициент | Среднеотраслевое значение | Компания 1 | Компания 2 |
P/E | 4 | 2,5 | 2,9 |
P/S | 1 | 1,11 | 0,66 |
P/BV | 1,5 | 0,5 | 2 |
P/FCF | 10 | 10 | 3,33 |
P/PR | 20 | 10 | 4 |
Ни одна из компаний не является безоговорочным лидером по показателям, и сложно сделать однозначный выбор. Однако суть примера — в демонстрации плюсов и минусов метода сравнительных коэффициентов. Опираясь на наши рекомендации, вы будете знать, в какой ситуации использовать этот метод предпочтительно, а в какой — нет.
У использования этого метода есть два несомненных преимущества.
Однако, увы, есть у данного метода и недостатки, причём их намного больше, чем достоинств.
При всей простоте метода сравнительных коэффициентов применять его нужно осторожно, понимая экономическую природу мультипликаторов. Только так можно уменьшить влияние недостатков метода и воспользоваться его преимуществами. Не бойтесь вникать в нюансы использования сравнительных коэффициентов, а «Открытый журнал» вам в этом поможет!
Статья подготовлена
по материалам
УК «Арсагера».