Меню
Меню

Кто такие маркетмейкеры?

Что они делают на рынке и зачем они вообще нужны
Валентина Суховарина
Редактор

Финансовый рынок — сложная система из множества структур, работающая по своим законам и правилам. Значимым её элементом стали маркетмейкеры. Распространено мнение, что именно они направляют цены. Но на самом деле это не соответствует реальности.

Маркетмейкер: понятие и типы

Так кто такой маркетмейкер на бирже? Market maker (ММ) с английского дословно переводится как «участник рынка». Это юридическое или физическое лицо, заключившее договор с биржей о поддержании уровня цен торгуемых активов. Причём условия соглашения определят направление деятельности: один ММ отвечает за привилегированные акции, другой — за сохранение ликвидности и необходимого спреда в конкретный период торговой сессии. Простыми словами, это те же трейдеры, но с определёнными обязанностями.

Как определить маркетмейкера? К ним относятся центральные и коммерческие банки, крупные фонды, брокеры и частные инвесторы. По уровню воздействия на рынок их делят на два типа.

  1. Институциональные. Организации, поддерживающие баланс между спросом и предложением, ценами и объёмами торгов в рамках договора с биржей.

  2. Спекулятивные. Участники, способные единолично влиять на колебания стоимости при помощи больших объёмов торгуемых активов. 
Основные функции маркетмейкеров

Какими бы акулами рынка ни были маркетмейкеры в глазах новичков, главной целью их деятельности является сохранение ликвидности биржевых инструментов и поддержание возможности торгов для трейдеров со скромными депозитами. Именно они позволяют совершать сделки по адекватной цене в разумные временные промежутки. Таким образом, можно выделить следующие основные обязанности ММ:

  • удержание котировок в определённом диапазоне;

  • предоставление дополнительной ликвидности по мере необходимости;

  • предотвращение разрывов цен.

Для достижения поставленных целей маркетмейкеры выполняют договорные обязательства: проводят операции купли-продажи акций, фьючерсов или валюты, прогнозируют колебания цен, регулируют объёмы лотов для поддержания ликвидности. По виду выполняемого функционала ММ можно разделить на два типа.

  1. Ордер-тейкеры. Торгуют по заказу клиента в качестве посредника.

  2. Ордер-мейкеры. Составляют прогнозы для конкретных акций, наблюдая за рынком. 
Как работает маркетмейкер

Ежедневно маркермейкеры совершают огромное количество сделок, поддерживая высокую ликвидность биржевых активов. Непрерывная работа включает в себя множество операций:

  • покупка и продажа активов по заявке клиента;

  • посредничество для заработка на спреде;

  • торговля валютой;

  • противостояние рынку — продажа акций при росте цен и, наоборот, для поддержания баланса спроса и предложения.

При этом анализ ситуации на бирже идёт не в привычном для трейдера горизонтальном варианте, а в вертикальном. Маркетмейкерам доступен стакан заявок, где обозначены не только операции купли-продажи, но и отложенные ордеры, стоп-лоссы и тейк-профиты. Они оценивают тенденции на рынке, потенциальный доход и надёжность акций, извещая о выводах менее крупных дилеров. Предложения собираются вместе, и заключается сделка, максимально выгодная для всех сторон. Если на бирже нет подходящего покупателя или продавца, компания, имеющая договор с биржей, обязана выступить в его роли.

Заработок маркетмейкеров складывается из нескольких составляющих:

  • выплаты от биржи;

  • часть спреда от выполнения заявок инвесторов;

  • спекуляции;

  • инвестиции.

Основная часть дохода — это биржевые выплаты по договору, потому что цель ММ состоит в поддержании устойчивого ликвидного рынка. FOREX позволяет заработать и на спреде, где вероятность обратной сделки велика. 

Примеры крупнейших маркетмейкеров

Для деятельности ММ на российском фондовом рынке необходима лицензия и дилерские полномочия. По официальным данным, на Московской бирже таких компаний зарегистрировано почти тысяча. Благодаря их работе спред на востребованные акции совсем небольшой.

Схема работы валютного рынка несколько иная: отсутствует централизованность. Основные игроки — крупнейшие банки со всего мира. Именно они стоят во главе цепочки, доходящей до частных трейдеров.

С июля 2014 года на Московской бирже проходит программа ранжирования маркетмейкеров. Качество выполнения функций оценивается по двум параметрам — времени поддержания спрэда и объёму торгов. Результаты публикуются на сайте биржи ежемесячно.

По данным 40-го ежегодного валютного рейтинга журнала Euromoney в 2018 году крупнейшие обороты произошли у следующих трейдеров:

  1. JPMorgan — 12,13%;
  2. UBS — 8,25%;
  3. XTX Markets — 7,36%;
  4. Bank of America Merrill Lynch — 6,20%;
  5. Citi — 6,16%;
  6. HSBC — 5,58%;
  7. Goldman Sachs — 5,53%;
  8. Deutsche Bank — 5,41%;
  9. Standard Chartered — 4,49%; 
  10. State Street — 4,37%.

Маркетмейкеры — неотъемлемая и необходимая часть рынка. Они далеко не всегда зарабатывают на движении цен, но обеспечивают комфорт сделок, даже когда трейдеры не знают, с кем именно имеют дело с ответной стороны.