Теория сравнительных преимуществ в экономике: тезисы, принцип, история закона

Что такое сравнительное преимущество

Одна из базовых концепций мировой торговли
Кандидат экономических наук

«Открытый журнал» уже писал про теорию абсолютных преимуществ, которая помогает наглядно показать выгоды международной торговли. Но эта концепция применима к странам, которые либо находятся на разных уровнях развития, либо обладают очевидными различиями в факторах производства. Она меньше подходит для определения выгод от торговли между государствами, мало отличающимися друг от друга. С этой задачей лучше справляется описанный в начале XIX в. принцип сравнительных преимуществ.

Происхождение теории сравнительных преимуществ

Классик экономической теории Адам Смит описал в конце XVIII в. принцип абсолютных преимуществ, когда экономические субъекты не производят всё сами, а специализируются на товарах, которые могут изготавливать с меньшими затратами ресурсов или времени. Символ этого принципа — фермер, который производит продукты питания, покупая на доход от их продажи обувь, одежду и другие предметы обихода. В плане международной торговли данная концепция наглядно объясняла выгоды от специализации стран на создании определённых групп товаров, которыми они обмениваются друг с другом, получая взаимную выгоду. Но подобные преимущества были очевидны для стран, отличающихся друг от друга: по природным условиям, уровню развития определённой отрасли промышленности и другим факторам.

Концепция сравнительных преимуществ была сформулирована другим видным основоположником современной экономической теории, Давидом Рикардо, в его книге «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.). В главе VII «О внешней торговле» он приводит в качестве примера Англию и Португалию, которые могут производить как вино, так и сукно.

Рис. 1. Пример Д. Рикардо по сравнительным преимуществам стран (единица измерения — число работников, нужных для производства продукции)
Рис. 1. Пример Д. Рикардо по сравнительным преимуществам стран (единица измерения — число работников, нужных для производства продукции)

Португалия может производить оба товара с меньшими издержками, чем Англия. Но поскольку её ресурсы ограничены, имеет смысл сосредоточиться на производстве продукта, который более выгоден.

В данном примере, используя годовой труд 80 работников, Португалия может произвести одну единицу вина. Англии для производства сукна понадобится труд 100 работников. При обмене продукцией, если отношение равно 1:1, Англия получает вино, сэкономив труд 20 работников. Португалия получает сукно, сэкономив труд десяти работников.

Рикардо сформулировал закон сравнительных преимуществ таким образом:

«Хотя Португалия могла бы производить сукно трудом 90 человек, она будет ввозить его из страны, где требуется на его производство труд 100 человек, потому что для неё может быть более выгодным употребить свой капитал на производство вина, за которое она получила бы из Англии больше сукна, чем произвела бы сама, переведя часть своего капитала из виноделия в суконную мануфактуру».

Если предположить, что каждой стране нужно в год по пять единиц сукна и вина, то:

  • Англии для их самостоятельного производства понадобился бы труд: 5 * 100 + 5 * 120 = 1100 работников;

  • аналогичные затраты в Португалии: 5 * 80 + 5 * 90 = 850 работников.

При обмене специализирующаяся только на вине Португалия получила бы такое же количество товаров, но с затратами труда 800 работников, а Англия — 1000.

В результате:

  • Обе страны получили требуемые товары, но с меньшими трудозатратами.

  • Обе страны могут использовать труд освободившихся работников в других сферах.

Аналогичные рассуждения применимы к предприятиям и отдельным людям.

Данный пример показывает, что, по мнению Рикардо, стране (компании) лучше концентрировать ресурсы в отраслях, где она имеет преимущество по эффективности перед собственными альтернативными вариантами вложений, а не перед конкурентами. Это позволит рационально использовать ограниченные ресурсы и получить долгосрочную выгоду за счёт специализации.

Абсолютное, сравнительное и конкурентное преимущество

В современной экономике взгляды Смита и Рикардо были дополнены теорией конкурентных преимуществ. Она указывает, что, помимо количественных эффектов, которые иллюстрируют абсолютные и сравнительные преимущества, для потребителей большое значение имеют и качественные факторы. Бренд, постпродажное обслуживание и другие маркетинговые и инновационные свойства могут создать конкурентное преимущество, нивелировав разницу цен.

Рис. 2. Разница между абсолютным, сравнительным и конкурентным преимуществом
Рис. 2. Разница между абсолютным, сравнительным и конкурентным преимуществом

Отличия между разными видами преимуществ актуальны как для государств, так и для отдельных компаний.

Критика сравнительных преимуществ в экономике

Рассмотренная теория Д. Рикардо содержит ряд ограничений, которые во многом справедливы и для концепции абсолютных преимуществ.

  1. При подсчёте выгод не учитываются долгосрочные последствия специализации. Если, к примеру, одна страна специализируется на производстве простых товаров, а другая — наукоёмких, вероятно, что вторая страна будет опережать первую по ВВП на душу населения, уровню науки и другим параметрам.

  2. Предполагается свободная торговля — но в реальности рынки практически всех стран защищены тарифами и неценовыми барьерами.

  3. Игнорируется обменный курс валюты, хотя он сильно влияет на стоимость обмениваемых товаров.

  4. Рассматриваются лишь две страны и два товара.

  5. Не рассматривается вариант с мобильным капиталом — тем, который будет утекать в другую страну за более высокой нормой прибыли.

  6. Игнорируется временный характер преимуществ: с развитием новых технологий и рыночными изменениями меняются условия производства и обмена товаров.

Споры вокруг этих противоречий продолжаются. Экономисты, которые ориентируются на поддержку свободной торговли, находят аргументы для их решения. Другие специалисты, поддерживающие в той или иной мере протекционизм, напротив, с их помощью критикуют взгляды Д. Рикадро и его последователей.

Концепция сравнительных преимуществ наглядно описывает выгоды свободной торговли и открытых рынков. Но при использовании данной теории нужно помнить о её основном недостатке: игнорировании долгосрочных последствий специализации, внешних факторов и временной динамики.

__

Мы рады, если ответили в этой статье на все ваши вопросы по теме. Если нет – вы всегда можете задать нам новые. Просто заполните форму обратной связи – и мы обязательно поможем разобраться во всех непонятных моментах!