Одним из популярных инструментов измерения международной деловой активности является индекс Baltic Exchange Dry Index (BDIY), отслеживающий цены на перевозку морским путём насыпных грузов (руды, зерна и так далее). Хотя рассчитывает его находящаяся в Лондоне Балтийская биржа (Baltic Exchange), в его основе лежат перевозки грузов по всем значимым мировым маршрутам.
В современном виде Baltic Exchange Dry Index рассчитывается с 1999 г. Его предшественником был Baltic Freight Index (BFI), действующий с 1985 г. В его основе лежит средневзвешенная стоимость фрахта судов разного типа, различающихся также по их торговым маршрутам.
Индекс | Вес в BDIY (%) | Характеристика |
Capesize | 40 | Самые крупные сухогрузные суда |
Panamax | 30 | Средние суда, приспособленные для маршрута через Панамский канал |
Supramax | 30 | Сравнительно малый класс судов |
Рис. 1. Индексы, лежащие в основе BDIY. Источник: Сайт Балтийской биржи
Каждый рабочий день международные маклеры представляют среднюю оценку стоимости фрахта разных типов судов по двадцати двум значимым морским маршрутам. Полученные показатели взвешивают как для расчёта общего индекса BDIY, так и индексов для отдельных типов судов. Поскольку постройка нового судна занимает в среднем два года, то на величину BDIY в первую очередь влияет спрос: чем он выше, тем больше значение индекса.
Суммируем особенности BDIY:
Хотя Baltic Exchange Dry Index известен прежде всего для судов, перевозящих навалочные грузы, но также он отдельно рассчитывается для танкеров, газовозов и контейнеровозов. Дополнительно на его основе рассчитываются показатели операционных затрат по сухогрузам (DOPEX), газовозам (GOPEX) и танкерам (TOPEX).
Показатель BDIY оперативно иллюстрирует спрос на морские грузовые перевозки. Также он отражает потребность в сырье, применяемом при производстве таких товаров, как бетон, электричество, сталь и продукты питания. Следовательно, значение и динамика BDIY позволяют инвестору:
Из данных рисунка видно, что BDIY наглядно отражает текущую экономическую ситуацию. Достаточно указать на его поведение при кризисе 2008–2009 гг. и во время пандемии коронавируса. С другой стороны, BDIY не предсказал колоссальный рост американского фондового рынка в течении большей части 2020 г.; также его прогностические способности в 2007–2008 гг. оказались довольно сомнительными — пиковое значение в 11 793 пункта было достигнуто в мае 2008 г., когда многие страны мира уже погрузились в рецессию.
Итак, Baltic Dry Index (BDIY) показывает среднюю долларовую стоимость найма грузовых судов для морских перевозок. Он ежедневно пересчитывается и отображается в пунктах. Благодаря отсутствию спекулятивного капитала, его значение в первую очередь зависит от реального спроса на морские перевозки, что позволяет применять индекс как для оценки текущей экономической ситуации, так и перспектив её развития. Но к его применению для прогноза динамики финансовых рынков нужно подходить более осторожно. Лучше индекс BDIY применять в комплексе с другими индикаторами, о которых мы рассказывали ранее.