Меню
Меню

Великий аналитик Чарльз Доу

Пионер финансовой журналистики и автор индекса Dow Jones
Кристина Гилёва
Редактор

Чарльза Доу можно воспринимать как журналиста, издателя, бизнесмена и даже философа. Помимо прочего, он стал воплощением американской мечты задолго до появления этого термина. Возможно, именно поэтому история его жизни настолько заинтересовывает и вдохновляет даже спустя три века. 

Ранние годы

Чарльз Генри Доу родился 6 ноября 1851 года. Время было неспокойное: север и юг постоянно враждовали, границы штатов менялись каждый год. Но детство будущего финансиста прошло вдали от волнений — на холмах восточного Коннектикута, в крошечном городке Стерлинг. Большинство местного населения составляли белые фермеры, поэтому о борьбе за отмену рабства здесь знали разве что из газет. Отец Доу тоже был фермером. Он умер, когда Чарльзу исполнилось шесть. Скорее всего, семья была очень бедной, поскольку мальчик не получил даже среднего образования. Однако грамоту он знал.

Чарльз Генри Доу

В 1872 году юный Доу переехал в массачусетский Спрингфилд, где после долгих попыток найти работу наконец устроился репортёром в The Springfield Republican — газету, которая поддерживала только что созданную партию республиканцев. Кстати, издание The Republican существует до сих пор, а его тогдашний владелец Сэмюэль Боулз Третий вошёл в историю как один из лучших главредов США. Под его началом в редакции была создана настоящая школа для молодых журналистов, где и обучался наш герой.

Офис The Springfield Republican, 1875 год

С 1875 по 1880 годы Чарльз Доу работал в штате Род-Айленд, в газете The Providence Journal. Сначала ночным редактором и репортёром вечерней газеты, затем автором постоянной рубрики. За три года он написал серию статей о городах Род-Айленда, которая впоследствии была издана отдельной брошюрой. В этих материалах Доу подробно рассказывал об особенностях и экономических перспективах городов, для чего ему приходилось изучать множество документов, в том числе финансовую отчётность. Чарльз нашёл в этом занятии не только пользу, но и удовольствие.

В 1879 году молодому журналисту посчастливилось вместе с группой влиятельных людей отправиться в город Ледвилл, где начинался так называемый Колорадский серебряный бум. В течение четырёх дней Доу брал интервью у бизнесменов и банкиров. Основной целью поездки была подготовка материала о перспективах добычи серебра в регионе, но самые интересные разговоры, разумеется, велись не для записи. Чарльз был настолько впечатлён увиденным и услышанным, что решил незамедлительно переезжать в Нью-Йорк. 

Dow, Jones & Company

Ещё в The Providence Чарльз Доу сблизился с репортёром Эдвардом Дэвисом Джонсом. Он был на пять лет младше и учился в Университете Брауна, который бросил ради работы на Уолл-стрит.

Через несколько месяцев после переезда Доу позвал Джонса в Kiernan Wall Street Financial News Bureau, информационное агентство для банков и брокерских компаний. Работа агентства была налажена своеобразно: репортёры писали новостные сводки от руки, а затем передавали их узкому кругу клиентов через курьеров. Формулировки новостей при этом были не слишком информативными, ведь компании-эмитенты сотрудничали с Kiernan News и не хотели, чтобы цена на их акции снизилась.

Доу и Джонсу понадобилось два года, чтобы придумать новую систему аналитики и открыть собственное агентство Dow, Jones & Company. Под «Company» подразумевался их третий партнёр, Чарльз Бергстрессер. Его роль в этой истории до сих пор не до конца понятна. Одни считают, что Бергстрессер был просто хорошим интервьюером, другие называют его идейным вдохновителем и серым кардиналом компании. Так или иначе, трое журналистов произвели настоящую революцию на Уолл-стрит. Их ежедневный листок Customers’ Afternoon Letter («Послеобеденное письмо клиентам») стал единственным источником настоящих биржевых новостей и быстро получил более тысячи подписчиков. 

Выпуск Customers’ Afternoon Letter 1884 года
Индекс Dow Jones

В 1884 году на страницах Customers’ Afternoon Letter впервые появился график общей динамики рынка. Это был первый в истории фондовый индекс, в который вошли девять железнодорожных компаний и две промышленные. В последующие годы методика расчёта менялась, и в 1896 году был опубликован классический вариант знаменитого индекса Dow Jones (DJI), в который вошли 12 самых успешных компаний США. В настоящее время принцип формирования DJI не поменялся, но в него входят акции уже 30 топовых американских компаний, «голубых фишек»: Apple, Microsoft, Visa, Disney, McDonald’s, Coca-Cola и других. 

The Wall Street Journal

В 1889 году информация, которой Доу, Джонс и Бергстрессер хотели делиться с инвесторами, перестала помещаться на страницах маленького ежедневного издания. Да и в редакции на тот момент работало уже 50 человек. Доу и Джонс провели грандиозный ребрендинг и поставили перед собой следующие цели: обеспечить доступ к объективной информации для всех читателей; публиковать только факты, а не домыслы; не зависеть от рекламодателей. Название издания было изменено на The Wall Street Journal.

Аудитория новой газеты перестала ограничиваться профессионалами — любой мог купить The Wall Street за два цента, хотя брокеры и банкиры всё-таки пользовались скидками. Вместо сводки новостей в газете появились полноценные рубрики: аналитические статьи, обзоры политической ситуации, ответы на вопросы читателей. Редакция обзавелась специальными корреспондентами во многих городах, включая Лондон. Сообщение с главным офисом осуществлялось по телеграфу. 

Первый выпуск The Wall Street Journal от 8 июля 1889 года

Из трёх основателей The Wall Street Journal в редакции дольше всех продержался Доу. Эдвард Джонс покинул свой пост в 1899, Чарльз Бергстрессер подал в отставку в 1902 году. У Чарльза Доу вскоре начались серьёзные проблемы со здоровьем, поэтому было принято решение продать акции Dow, Jones & Company Кларенсу Баррону, бостонскому корреспонденту The Wall Street Journal и будущему создателю известного еженедельника Barron’s. После смерти Доу компания и газета полностью перешли во владение Баррона. 

Первые выпуски The Wall Street Journal продавались по 2 цента, а на конец января 2019 года цена печатного номера составляла 4 доллара. За 130 лет стоимость изменилась в 200 раз. Это наглядный пример инфляции

Теория Доу

На протяжении многих лет Доу вёл редакторскую колонку «Обзор и перспективы», в которой публиковал эссе на тему фондового рынка. Через двадцать лет после смерти финансиста эти тексты легли в основу книги Уильяма Питера Гамильтона «Барометр фондового рынка», а ещё через десять лет вышло её дополненное издание под названием «Теория Доу».

В реальности Чарльз Доу не разрабатывал научных теорий и никогда не пользовался этим термином, тем не менее, в истории название закрепилось. Под теорией Доу обычно понимают описание рыночных трендов и сигналов разворота, которое легло в основу современного технического анализа. 

Наследие

Чарльз Доу умер 4 декабря 1902 года. Прямых потомков у него нет — известно, что он воспитывал только дочь жены от первого брака. Однако его нематериальное наследие продолжает жить.

Несмотря на то, что индекс Dow Jones был создан в XIX веке, он популярен до сих пор. Даже появление более подробного индекса S&P 500 не заставило его исчезнуть. The Wall Street Journal на сегодняшний день является одной из самых популярных газет в США, в 2017 году её тираж составил 2,3 миллиона экземпляров (включая электронные подписки). Газета имеет репутацию независимого СМИ и знаменита публикацией громких политических расследований.

О следе Чарльза Генри Доу в истории точно высказался его ближайший друг Эдвард Джонс: «Он был неутомим в поиске фактов и способов их обнародования. Его прямолинейность была жёсткой, трудолюбие — потрясающим, честь — незапятнанной, а семейная жизнь — идеальной».