Уолтер Крайслер

Биография железнодорожника, который спас американское автомобилестроение

Крайслер обладал не только выдающимися инженерными способностями, но и блестящими управленческими навыками. Именно это уникальное сочетание профессиональных качеств позволяло ему выводить автокомпании из глубочайших кризисов. За свою карьеру он вытащил несколько заводов из многомиллионных долговых ям и основал собственное производство машин. Глядя на успех Chrysler, сложно поверить, что её владелец даже не собирался связывать свою жизнь с автопромом.

Жизнь — это дорога. Железная дорога

Уолтер Перси Крайслер появился на свет в 1875 г. в штате Канзас. Отец Уолтера занимал должность инженера в железнодорожной компании, поэтому всё детство Крайслера было связано с поездами. Локомотивы будоражили воображение мальчика — он мечтал стать железнодорожником и старался проводить в отцовской мастерской как можно больше времени, обучаясь работе с техникой.

К 18 годам Уолтер знал о железной дороге буквально всё — забавы ради он даже создал функциональную уменьшенную модель локомотива и 200 метров полотна, по которому могло передвигаться это чудо техники. Все инструменты, необходимые для конструирования состава, Крайслер изготовил самостоятельно, так как на тот момент их нельзя было приобрести в провинциальном городе.

Рис. 1. Уолтер Крайслер. Источник фото: https://autohis.ru
Рис. 1. Уолтер Крайслер. Источник фото: https://autohis.ru

Став совершеннолетним, Уолтер решил устроиться на работу в депо. Отец Крайслера воспротивился планам сына — он хотел, чтобы Уолтер получил высшее образование и не изнурял себя тяжёлым физическим трудом. Посвятив железной дороге всю жизнь, Крайслер-старший знал, какая выматывающая и неблагодарная работа ждёт Уолтера, и искренне желал своему наследнику более комфортного пути. Но Уолтер остался глух к отцовским советам — он устроился работать на железную дорогу, начав свою карьеру с должности уборщика депо.

Талант механика не позволил Крайслеру надолго задержаться у подножия карьерной лестницы — его способности заметил ведущий инженер депо. Следующие пять лет Уолтер помогал начальнику, совершенствуясь в ремонте паровых двигателей. Старания подмастерья не прошли даром — в 22 года он получил диплом механика.

Подтвердив свою квалификацию, Крайслер сменил несколько железнодорожных компаний — он успел поработать машинистом, бригадиром, инженером, руководителем депо. В 33 года Уолтер стал самым молодым в истории американской железнодорожной индустрии управляющим локомотивной компании — за несколько лет он превратил убыточный концерн ALCO в процветающее предприятие.

Buick и фантастическая прибыль

Считается, что любовь Крайслера к автомобилям родилась совершенно случайно — в 1908 г. Уолтер посетил одну из популярных тогда автовыставок, где восхитился красотой и мощью белого Locomobile с красным салоном. Стоимость машины казалась механику астрономической, но он дал себе обещание, что однажды роскошное средство передвижения станет его собственностью. Так и произошло — заняв должность управляющего ALCO, Крайслер приобрёл Locomobile. На тот момент цена машины составляла 5 тыс. долл., в то время как средний дневной заработок американца редко был больше одного доллара.

Рис. 2. Уолтер Крайслер. Источник фото: https://autohis.ru
Рис. 2. Уолтер Крайслер. Источник фото: https://autohis.ru

В 1910 г. судьба снова свела Уолтера с автоиндустрией. Акционеры General Motors сместили с должности генерального директора Уильяма Дюранта. Хотя именно Дюрант основал General Motors, его правление было признано губительным для компании — бесконечные слияния и нерациональное расходование средств приближали концерн к краху. Должность Дюранта занял Джеймс Сторроу, банкир и владелец компании ALCO.

Сторроу несколько лет наблюдал за успехами Крайслера в качестве главы одного из подразделений ALCO, поэтому сразу понял, что только Уолтер сможет спасти General Motors от банкротства. В результате Крайслеру досталось одно из самых убыточных подразделений концерна — компания Buick. Чтобы возглавить производство, Уолтер ушёл из ALCO — его заработок сократился минимум в два раза, однако любовь к автомобилям оказалась сильнее, чем стремление к богатству.

В 1912 г. Крайслер начал кардинально менять работу Buick — ему удалось снизить стоимость автомобилей за счёт рационализации расходов и отказа от нерентабельных процессов. Например, Уолтер считал покрытие машинных рам лаком пустой тратой средств, так как данную часть авто всё равно никто не видит. Также Крайслер увеличил объём выпуска продукции, внедрив конвейерную систему сборки и наняв узкопрофильных специалистов. В результате автомобили Buick стали доступны для представителей среднего класса — продажи росли, как и благосостояние компании.

За три года Уолтер повысил объёмы производства в четыре раза — под его руководством компания выпускала 200 автомобилей в день. Подразделение Buick из убыточного филиала превратилось в основной источник дохода корпорации. Продажи Buick увеличили прибыль General Motors до 28 млн долл. Уолтера должны были повысить в должности, однако, как это часто бывает в бизнесе, человеческий фактор взял верх над финансовыми показателями.

Контракт с General Motors

Дюрант, так и не признавший свои ошибки, решил вернуться в компанию. В 1916 г., сосредоточив в своих руках контрольный пакет акций концерна, Дюрант вломился на собрание директоров и буквально занял президентское кресло, уволив всех, кого считал виновными в своём изгнании из компании.

Крайслера миновал гнев нового владельца General Motors — напротив, Дюрант старался удержать Уолтера в должности управляющего Buick, предложив ему безумно дорогой по тем временам контракт. Каждый месяц работы Крайслера оценивался в 10 тыс. долл., что эквивалентно современным 200 тыс. долл. Также по окончании каждого года работы Уолтер получал дополнительное вознаграждение в размере полумиллиона долларов.

Учитывая, что Чарльз Нэш, директор Buick и непосредственный начальник Уолтера, был отправлен Дюрантом в отставку, Крайслер получил возможность единолично управлять всем подразделением, а не только производственными аспектами. Уолтера удивило столь щедрое предложение, но отказываться он не стал и блестяще справился со своими обязанностями.

Когда трёхлетний срок действия контракта истёк, Крайслер отказался продолжать сотрудничество, даже несмотря на то, что Дюрант сулил ещё большее вознаграждение. Причина отказа кроется в несовместимости характеров главы General Motors и Уолтера — Крайслера раздражал тотальный контроль Дюранта и его постоянные попытки навязать своё мнение. Профессионализм Крайслера значительно превосходил уровень навыков его начальника, поэтому дальнейшее сотрудничество оказалось невозможным. Плюс ко всему, Уолтеру приходилось работать в условиях полнейшего отсутствия стабильности, так как Дюрант продолжал заключать рискованные сделки, бездумно растрачивать бюджет и привлекать к деятельности компании сомнительных лиц.

Предложение на миллион

В 1917 г. Уолтер мог позволить себе перечить не только Дюранту, но и многим видным персонам в мире автомобилестроения — его капитал превышал 10 млн долл., а инвестиционный портфель состоял из огромного количества акций корпораций с мировыми именами. Доказав всем и себе в первую очередь, что он профессионал высшего класса, Крайслер намеревался завершить карьеру, чтобы наслаждаться тишиной и спокойствием, но автомобили снова ворвались в его жизнь.

Владельцы одного из крупнейших американских банков решили, что спасти от банкротства компании Maxwell Motors и Willys-Overland способен только Крайслер. Правительство и главы банка не могли позволить разваливающимся компаниям просто пойти ко дну — их крах оказался бы слишком сильным ударом для экономики страны.

Банкиры предложили Уолтеру оклад в размере миллиона в год, поставив лишь одно условие — вытащить Maxwell Motors и Willys-Overland из долговой ямы, равной 75 млн долл. Первой была спасена Willys-Overland, долг которой превышал 50 млн долл. Это удалось сделать за счёт запуска производства нового автомобиля, доступного для всех граждан — качественная машина стоила всего 1,5 тыс. долл. Аудитория моментально оценила новую продукцию — продажи выросли настолько быстро, что через год компания не только забыла о долгах, но и начала приносить прибыль.

Передав бразды правления Willys-Overland её законному владельцу, Уолтер принялся за спасение Maxwell Motors, долг которой составлял 25 млн долл. — применив свои фирменные ходы, связанные с внедрением конвейера и выпуском доступных авто, Крайслер погасил задолженность. Владелец бизнеса был настолько поражён управленческим гением Уолтера, что предложил ему возглавить компанию. Крайслер, давно мечтавший о собственном производстве, не стал возражать.

Chrysler Corporation

В 1919 г. Уолтер переименовал компанию Maxwell Motors в Chrysler Corporation. После пяти лет напряжённой и плодотворной работы Крайслер представил автомобиль Chrysler Six, сочетавший в себе доступную цену и высокую производительность. Преимуществом машины стали высококомпрессионный шестицилиндровый двигатель и гидравлическая тормозная система. Релиз оказался успешным — продажи Chrysler Six за год принесли компании свыше 20 млн долл. Количество торговых представительств Chrysler Corporation достигло четырёх тысяч.

Рис. 3. Автомобиль Chrysler Six. Источник фото: https://autohis.ru
Рис. 3. Автомобиль Chrysler Six. Источник фото: https://autohis.ru

В течение последующих лет Уолтер выпускал машины не только под собственным брендом, но и под марками DeSoto и Plymouth. Приобретение концерна Dodge также положительно сказалось на доходах Chrysler Corporation — с конвейера сошёл миллионный автомобиль, а капитализация компании превысила 430 млн долл. Рост рыночной стоимости позволил корпорации войти в список крупнейших производств мира. В 1928 г. Крайслер получил звание «Человек года» по версии авторитетного издания Times.

В конце того же года Уолтеру удалось изменить не только мир автомобилестроения, но и индустрию архитектуры — Крайслер спонсировал строительство семидесятиэтажного небоскрёба Chrysler Building, который стал на тот момент самым высоким зданием на планете.

Рис. 4. Небоскрёб Chrysler Building. Источник фото: https://autohis.ru
Рис. 4. Небоскрёб Chrysler Building. Источник фото: https://autohis.ru

Сонная Лощина

Автомобили Chrysler оставались востребованными даже в годы Великой депрессии за счёт своей доступности и высокого качества. Поразительная деловая интуиция и талант руководителя позволили Крайслеру создать автомобильную империю, для которой просто не существовало конкурентов.

В 1935 г. Крайслер принял решение уйти на пенсию — он передал дела приятелю, с которым работал со времён конструирования своего первого автомобиля. Оставив бизнес, Уолтер перебрался на ранчо, расположенное недалеко от посёлка Сонная Лощина. Отдых предпринимателя был таким же деятельным и динамичным, как и он сам — Крайслер разводил лошадей, открыл небольшой ресторан и написал автобиографическую книгу.

Уолтер Крайслер ушёл из жизни в 65 лет, его смерть была тихой и мирной, а тело покоится в мавзолее в Сонной Лощине.

Коллеги, соратники и приятели отзывались об Уолтере как о строгом, прямолинейном и целеустремлённом человеке, который привык добиваться высот исключительно собственными силами. Многие хвалили его деловую хватку и управленческие таланты. Несмотря на оглушительный успех, Уолтер не превратился в машину для зарабатывания денег — ко всему, что он делал, Крайслер относился с душой. Собственно, о том, какими личностными качествами обладал Уолтер, можно судить по названию его мемуаров. На обложке по сей день популярной книги значится — «Простой американский рабочий».

Коротко о главном

Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»

Подписаться

Автор статей «Открытого журнала» об инвестициях и экономике, а также в рубриках «Книги» и «Фильмы»
Откройте счёт прямо сейчас

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Открыть счёт
Больше интересных материалов