Момофуку Андо — Мистер Лапша

Как один японец весь мир накормил
Дарья Пенькова
Редактор

Имя этого человека знают немногие. А ведь именно он совершил открытие, которое в Японии признали величайшим за последние сто лет. Нет, это не караоке и не портативный аудиоплеер, тоже придуманные японскими изобретателями. Момофуку Андо создал лапшу быстрого приготовления.

От банкрота до изобретателя

Момофуку Андо родился 5 марта 1910 года на оккупированном японцами Тайване. Рано осиротел, поэтому вместе с двумя старшими братьями и младшей сестрой воспитывался в доме бабушки и дедушки. Они владели небольшим бизнесом — магазином одежды, и Андо с детства с интересом наблюдал, как развивалось семейное дело.

Когда Момофуку исполнилось 23 года, его семья вернулась в Японию, на историческую родину. Там парень поступил в университет и одновременно начал развивать семейный бизнес. Дела шли в гору, и жизнь казалась безоблачной.

В планы вмешалась Вторая мировая война. В армию Андо не взяли по состоянию здоровья, но из-за непростой ситуации в стране его бизнес быстро прогорел. Поэтому после окончания войны Момофуку решил сменить сферу деятельности и начал торговать солью.

Поначалу бизнес процветал, его заметили в бизнес-сообществе Осаки, третьего по величине города Японии, и предложили стать председателем одной из местных кредитных ассоциаций. Но фирма обанкротилась, и будущему Мистеру Лапше пришлось рассчитываться с кредиторами с помощью собственных средств. Момофуку потратил на это все свои деньги, из-за чего практически обнищал. Чтобы хоть как-то остаться на плаву, он начал искать идею для нового стартапа. И неожиданно вспомнил об одном эпизоде времён войны.

Дело было на одной из улиц Осаки. Длинная очередь, около 30 метров, выстроилась перед тускло освещённой палаткой. Из неё валил пар — там готовили традиционную японскую лапшу рамен. И люди в обносках, дрожа от холода, часами ждали своей порции. Картина так поразила Момофуку, что запомнилась на всю жизнь. И позже — именно она стала своеобразной отправной точкой для создания лапши, которую не нужно ждать.

Путь лапши

Однако реализовать идею оказалось не так просто. Выпускать обычную сухую лапшу Андо не захотел с самого начала — такая уже существовала много лет. Изобретатель мечтал о большем: чтобы продукт не просто долго хранился, а ещё и моментально готовился, был вкусным и питательным. Для исследований Момофуку построил настоящую кухню-лабораторию в сарае за своим домом в городе Икеда. И установил в ней самое простое оборудование: машинку для приготовления лапши и котелок для варки. Однако опыты проваливались один за другим. Лапша либо получалась совершенно невкусной, либо разваривалась в кашу. Изыскания продолжились целый год, в течение которого Момофуку спал не более четырёх часов в сутки.

Прорыв случился неожиданно — после того, как Андо решил опрыскать лапшу бульоном из обычной садовой лейки. Затем он размешал продукт, чтобы пропитать им весь верхний слой, обжарил в пальмовом масле, выпаривая лишнюю жидкость, и высушил в форме брикета. И это оказалось то, что нужно! Чтобы сделать лапшу ещё вкуснее, к каждому брикету изобретатель стал прикладывать два пакетика: в одном находился бульон со специями, в другом — порция пальмового масла.

В 1958 году продукция компании Nissin Food Products впервые появилась на полках магазинов. И сразу стала бестселлером, причём не только у японцев! А через 12 лет лапшу Андо ела вся Азия, Европа и Америка. Но на этом Момофуку не остановился.

В 1971 году он совершил ещё один прорыв — упаковал своё изобретение в водонепроницаемую чашу из пенополистирола. Достаточно было добавить горячую воду — и обед готов! Удобство такой подачи сразу же оценили студенты и рабочие — все, кто привык обедать на бегу. А через какое-то время Андо добавил в лапшу сушёные овощи, и это превратило её в полноценный суп, популярный и по сей день.

Nissin Food навсегда

Сегодня компания Андо — настоящий монополист на рынке лапши быстрого приготовления: в ассортименте больше двух десятков видов, а производственные мощности расположены по всему миру — от США до Перу. Nissin Food Products поставляет свою продукцию в 70 государств, где её ежегодно покупают почти сто миллионов человек.

Андо Момофуку работал в компании до последнего дня своей жизни. Он скончался 5 января 2007 года в возрасте 96 лет. Весть о его смерти облетела весь мир, а американская газета The New York Times вышла с передовицей, на которой значилось: «С благодарностью Мистеру Лапше».

Цитаты

«Раз уж случилось упасть — не поднимайся с пустыми руками. Захвати хоть горсть земли».

«В жизни не бывает слишком поздно. Я шёл к этому изобретению 48 лет».

«Используя в приготовлении нашей лапши куриный бульон, мы обошли религиозные табу, которые действуют в разных странах. Индусы не едят говядину, а мусульмане — свинину, но нет ни одной культуры, религии или страны, которая запрещает есть курицу».

Ждёте статью о любимом трейдере, а её до сих пор нет? Хотите дополнить материал или поделиться впечатлениями о нём? Пишите нам через форму обратной связи — обязательно рассмотрим все предложения, выслушаем все пожелания и ответим на все вопросы!