Луи Рено

Биография братьев и компании: от семейного бизнеса до гиганта автопромышленности

Компания Renault прошла удивительный и сложный путь от первой машины, собранной Луи Рено в мастерской в каменном сарае, до статуса одного из лидеров мирового автопрома. Рассказываем о непростой судьбе семьи Рено, организовавшей собственную автомобильную компанию.

Детство и юность Луи Рено

Луи Рено родился зимой 1877 г. в столице Франции. Он стал поздним ребёнком: если матери на момент рождения Луи было 35 лет, то отцу и вовсе 50. К тому времени в семье уже родились четверо детей — три мальчика и девочка. Старшему Жозефу-Жоржу исполнилось 14, среднему Фернану — 12, а младшему Марселю — чуть меньше пяти лет. Сестра Берта была старше Луи Рено на девять лет. По меркам времени семья не считалась многодетной.

Жили Рено в большом доме на территории нынешнего сквера имени Анри Бергсона (тогда это была площадь Лаборда). Кроме него им принадлежали ещё пара зданий и огромный загородный летний дом с более чем десятком комнат. Семейство считалось зажиточным — отец, Альфред Рено, владел собственным прибыльным галантерейным бизнесом. Это позволило младшему Луи и остальным детям провести довольно беззаботное детство в атмосфере комфорта и достатка.

Однако несчастья не обошли стороной эту семью. Когда Луи Рено было девять лет, умер его старший брат Жозеф, а ещё через три года не стало сестры Берты. Летом 1895 г. скончался и глава семейства, Альфред Рено.

К этому времени два других брата Луи уже успели определиться со своим будущим. Так, Фернан взял на себя дело отца и занялся бизнесом, а Марсель продолжал обучение. Луи же сначала пошёл в торговый лицей, но быстро понял, что торговца из него не выйдет. Для парня нашлось другое увлечение, которое сильно его притягивало — механика. Луи интересовало всё, что было связано с машинами, паровозами, двигателями. Он обожал чертить, проводить подсчёты. Решив сделать из этого хобби что-то большее, он решил поступать на подготовительное отделение в Центральную школу. Она считалась местом, где обучали промышленников элитного уровня. Но вступительные испытания оказались слишком серьёзными, и Луи провалил экзамен.

Наследства отца хватало на продолжение беззаботной жизни для Луи и других его братьев. Если бы он захотел, мог не утруждать себя образованием и поиском работы. Однако такой образ жизни в те времена считался неприличным для молодых людей. Поэтому, после провальной попытки поступления в Центральную школу, Луи, чтобы не расстраивать мать, начал искать работу. Его первым рабочим местом стала позиция в небольшой компании по строительству летательных аппаратов. Оттуда он довольно быстро перешёл на должность чертёжника в более крупную организацию Delaunay Belleville. Эта работа требовала предельной концентрации, внимательности к деталям и хорошего пространственного мышления. У Луи Рено все указанные качества оказались развиты наилучшим образом. Вскоре он серьёзно увлёкся механическими транспортными средствами и смог приобрести себе трицикл с силовым агрегатом Де Диона.

Однако разобраться в устройстве аппарата как следует Луи Рено не успел, он достиг возраста для выполнения воинского долга. Благодаря тому, что он занимался престижной в то время работой чертёжника (такие люди считались «художественными рабочими») срок службы для него составлял один год вместо двух.

Для прохождения службы Луи Рено был отправлен в 106-й пехотный полк. Там его направили служить в оружейную мастерскую. Но даже несмотря на службу Луи удавалось часто приезжать в родной Париж. Во время этих поездок он возвращался к своему трициклу, разбирался в его устройстве и даже начал некоторые работы по его модернизации. Благодаря частым командировкам год службы прошёл для Луи очень быстро.

Появление автомобильной компании

После демобилизации Луи Рено уже твёрдо решил связать свою будущую жизнь с техникой. Он понимал, что имеет для этого все необходимые качества, а его страсть к машинам была просто неугасаемой. Также данную сферу деятельности ему советовали многочисленные друзья и знакомые, которые отмечали, что Луи Рено — прирождённый инженер. Уже вернувшись со службы, он превосходно разбирался в машинах, обожал работать за станком и в кузнечной мастерской. Благодаря таланту инженера ему было достаточно бегло просмотреть чертёж любой детали, и в его голове моментально вырисовывалась чёткая трёхмерная модель будущего механизма.

Кроме того, он хорошо владел навыками общения, будучи выходцем из буржуазной семьи. Луи Рено всегда был открытым человеком, легко мог найти общий язык с любым собеседником.

В 1898 г., накопив достаточно теоретических знаний, Рено наконец решился воплотить в жизнь давнюю мечту. Он занялся конструированием собственного легкового автомобиля. В первую очередь для Луи это был эксперимент. Однако у первой модели быстро появились свои заказчики — представители французской золотой молодёжи, не менее чем Рено увлечённые автомобилями. Страсть к машинам стала модной тенденцией в кругах французской элиты тех времён. Оказалось, что Луи Рено выбрал один из наиболее удачных в финансовом плане карьерных путей, ведь за «модные игрушки» в виде элитных автомобилей богатые родители молодых людей были готовы отдавать любые деньги.

Рис. 1. Луи Рено. Источник: www.carsnpeople.ru
Рис. 1. Луи Рено. Источник: www.carsnpeople.ru

И если с технической стороной и конструированием автомобилей проблем у Луи не возникало, то навыков ведения бизнеса и торговли у него не было. Здесь оказалась кстати помощь старших братьев, Марселя и Фернана. В 1899 г. они вложили в бизнес младшего брата собственные деньги. Так появился новый автомобильный бренд под незамысловатым названием «Братья Рено» с первым офисом в семейном особняке в Булони, доставшемся в наследство ещё от отца.

К особняку братья самостоятельно сделали пристройку, где и занимались всеми делами компании. Изначально в ней числилось всего пять человек. Кроме троих братьев Рено, это был бывший сослуживец Луи Эдвард Рише, а также один знакомый по прошлой работе, чертёжник Шарль Серра.

Но даже с таким небольшим штатом, во многом благодаря инвестициям братьев (они вложили в компанию чуть более 40 тыс. франков) и сочетанию грамотного управления с инженерными талантами команды, дела компании довольно быстро начали налаживаться. Так, за 1899 г. было выпущено 70 автомобилей, за следующий, 1900 г., — уже 179, а за первый год нового века ещё в два раза больше — 347 машин. К 1901 г. в цеху «Рено» работало уже более 100 человек, а к концу года начали появляться и новые производственные центры, поэтому было решено в соответствии с масштабами изменить название компании на «Заводы Рено».

Рис. 2. Renault A Voiturette (модель 1898 г. выпуска). Источник: ru.carshistory.org
Рис. 2. Renault A Voiturette (модель 1898 г. выпуска). Источник: ru.carshistory.org

Но большую часть успеха компании обеспечивал талант самого Луи Рено. Он первым изобрёл и запатентовал прямую передачу. Когда казалось, что уже нет такого элемента, который можно добавить, он лично включался в работу над новыми и новыми механизмами. Данная практика выгодно отличала компанию от конкурентов, где часто происходило так, что изобретения сотрудников, рядовых механиков и инженеров патентовались на имя владельца бизнеса. Но в «Рено» разработкой новых деталей и механизмов занимался лично Луи.

Автогонки и смерть Марселя

Когда машины «Рено» стали коммерчески успешными в качестве дорожных авто, братья решили пойти дальше и обратили внимание на нишу автогонок. И здесь они неплохо преуспели. За гонкой «Париж — Трувилль», прошедшей летом 1898 г., последовал целый ряд успешных для болидов Луи и Марселя гоночных стартов, где машины «Рено» одерживали убедительные победы.

Успехи в гонках способствовали процветанию бизнеса. Автогонки становились всё более популярным развлечением во Франции, как и в остальной Европе, поэтому машины победителей являлись отличной рекламой для своего бренда. Во многих гоночных стартах за рулём машин «Рено» были не профессиональные спортсмены, а сами братья. Луи и Марсель обожали гонки и лично принимали в них участие.

Однако это увлечение стало причиной трагедии. В 1903 г. во время очередного гоночного старта в ралли «Париж — Мадрид» машину Марселя Рено вынесло с трассы, и она попала в серьёзную аварию. Марселя спасти не удалось. Это привело к тому, что мать запретила Луи дальнейшее участие в гонках. Именно на таких условиях она продала все остатки семейного галантерейного бизнеса и вложила вырученные деньги в компанию «Рено», а Луи занял в совете директоров место Марселя.

В начале ХХ века компания была коммерчески успешной и занимала одно из лидирующих мест на французском рынке. В этой нише царила жёсткая конкуренция, ведь мода на легковые автомобили привела к тому, что новые компании-производители начали появляться буквально каждые несколько месяцев. И даже среди десятков подобных бизнесов «Рено» всё равно сохраняла лидирующие позиции. К 1905 г. выпуск машин составил уже более 1200 штук в год, площади производства достигли 24 Га, на них трудилось почти 800 человек.

Новая должность в совете директоров обязывала Луи постигать основы ведения бизнеса. Но и с такой ролью он справился. Постепенно обучаясь различным навыкам, Луи Рено превратился в одного из самых успешных французских бизнесменов. Офисы «Рено» стали появляться уже и за пределами страны: в 1903 г. в Брюсселе, а ещё через два года и в других европейских столицах — Лондоне и Берлине.

В 1905 г. производство значительно расширилось благодаря введению линейки моделей, предназначенных для перевозки людей в такси. Это сильно увеличило количество новых заказов для Renault. В 1906 г. за заслуги перед Францией Луи Рено вручили престижную награду — «Орден Почётного Легиона».

В этом же году компания окончательно закрепилась в качестве одного из наиболее крупных автопроизводителей на европейском рынке благодаря успешному выпуску первых моделей автобуса и грузовика. Это позволило значительно расширить горизонты возможностей для нахождения новых клиентов и направлений сбыта.

Вторая мировая и смерть Луи

В самом начале Второй мировой войны Франция была оккупирована буквально за несколько недель. Мощности всех успешных предприятий, к которым в то время относился концерн «Рено», стали использоваться нацистами, за что Луи подвергся критике и даже ненависти местного населения. Но Луи Рено лично не заключал никаких сделок с врагами-завоевателями. Все основные должности в новой компании заняли другие люди, не имевшие отношения к прежнему Renault. Сам Луи получил пост зицпредседателя, который, по большому счёту, являлся лишь фиктивным и не давал ему никаких полномочий для принятия важных решений.

К этому времени Луи Рено уже достиг преклонного возраста. К тому же он перенёс сильнейший стресс из-за того, что был вынужден лично наблюдать, как союзные Франции войска своими бомбардировками разрушили более ¾ производства. Всё это привело к прогрессированию у Луи Рено афазии, серьёзного недуга, вызывающего поражение отдельных участков мозга и как следствие — потерю речи.

В 1944 г. Луи Рено, даже имея возможность скрыться и спокойно покинуть страну, не смог заключить сделку с совестью и лично пришёл сдаваться новым властям. Его обвинили в измене Родине и отправили в тюрьму. Там с Луи, как и другими осуждёнными по таким статьям, обращались очень жестоко. 24 октября 1944 г. от полученных после очередного избиения травм он скончался.

Смерть владельца компании стала поводом, позволившим новым властям Франции присвоить все богатства Луи Рено в пользу государства. Необходимые документы удалось оформить в рекордно быстрые сроки, всего за три месяца. Сын конструктора, Жан, смог получить лишь мизерную денежную компенсацию.

Renault сегодня

Пройдя более чем вековой путь взлётов и падений, компания Renault до сегодняшнего дня остаётся одним из лидеров автопрома в Европе и мире. В Россию машины этой марки пришли в начале ХХ в. Первый дилер компании в нашей стране работал в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте.

В России Renault сразу стала успешной, её машины показывались на десятках престижных выставок. К примеру, в 1913 г. ей было позволено представить автомобиль, предназначенный для Императорского гаража, что считалось очень почётным. Renault стала поставщиком автомобилей для русской армии, а после Первой Мировой Войны в России появился и первый завод компании. Это было совместное русско-французское предприятие, получившее название «Русский Рено».

Коротко о главном

Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»

Подписаться

Автор статей «Открытого журнала» для рубрики «Книги» и «Фильмы»
Откройте счёт прямо сейчас

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Открыть счёт
Больше интересных материалов