Кристиан Диор

Биография художника, который сделал Париж мировой столицей моды

Мои платья — это моя жизнь. Я одержим ими. Они ведут меня кругами ада и рая, питая и пытая. 

Кристиан Диор родился 21 января 1905 г. в нормандском портовом городке Гравиль, расположенном на берегу Ла-Манша. Глава семьи Морис Диор смог приумножить состояние, полученное в наследство, поэтому его супруга Изабель Кардамон и пять детей жили, ни в чём не нуждаясь.

В 1911 г. семья переехала в Париж. В столице Морис занялся скупкой недвижимости. Дела Диора быстро шли в гору — спустя несколько лет он стал одним из богатейших жителей Франции.

Рис. 1. Кристиан Диор. Источник фото: https://24smi-org.turbopages.org
Рис. 1. Кристиан Диор. Источник фото: https://24smi-org.turbopages.org

В 1912 г. Морис Диор совместно с братом основал компанию по производству химических удобрений Dior Fils & Cie со стартовым капиталов в 4 млн долл. Она оказалась выгодным начинанием — постоянно растущий спрос на удобрения быстро превратил Dior Fils & Cie в предприятие с миллионным оборотом и фантастической доходностью.

Морис надеялся, что Кристиан продолжит его дело, однако юноше моментально становилось плохо от звуков и запахов, наполнявших цеха отцовского завода. Диору-младшему куда больше нравилось общаться с матерью — спокойная, рассудительная и утончённая Изабель стала его первой музой. Любая возможность провести время с увлечённой садоводством матерью вызывала у Кристиана восторг — он выучил названия всех растений, указанных в её ботанических каталогах, и мог часами помогать в саду, наблюдая за тем, с каким трепетом Изабель ухаживает за экзотическими цветами и деревьями.

Самая преданная поклонница

Второй любовью Кристиана стали карнавалы. Яркие костюмы и смелые образы пленили воображение юноши — и вскоре он выразил желание заняться созданием нарядов. Отец отнёсся к новому увлечению сына довольно холодно, а вот бабушка, волевая и изысканная Жюльетта Мартен, поддержала внука — она сразу поняла, что её наследник обладает отменным чувством вкуса и собственным стилем.

Рис. 2. Кристиан Диор. Источник фото: https://24smi-org.turbopages.org
Рис. 2. Кристиан Диор. Источник фото: https://24smi-org.turbopages.org

Стараниями Жюльетты четвёртый этаж особняка Диоров превратился в мастерскую. Кристиан увлечённо разрабатывал модели, а бабушка шила вещи по его эскизам. Постепенно начинающий модельер перенял мастерство своей наставницы и начал реализовывать идеи самостоятельно. Уступив внуку место за швейной машиной, Жюльетта всё равно продолжала помогать Кристиану — она стала его первым критиком и самой преданной поклонницей.

Братья и сёстры Диора постоянно щеголяли в его нарядах — ни одна примерка вещей перед выходом в свет не обходилась без советов будущего кутюрье. Для своей семьи Кристиан был непререкаемым авторитетом в сфере моды и стиля.

Несостоявшийся дипломат

Кристиан создавал не только эскизы нарядов — тонкая и чувственная натура, он был без ума от живописи. Диор так и не смог променять искусство на учёбу в институте политических исследований, куда поступил в угоду отцу. Проучившись на факультете дипломатии пару лет, Кристиан забросил вуз и решил открыть собственную галерею. Морис Диор не пожелал спонсировать бизнес сына — он был недоволен, что Кристиан отказался от образования и не захотел вникать в производство удобрений.

Нехватка средств не остановила молодого Диора — он нашёл инвестора в лице своего давнего приятеля Жана Божака. Галерея, к немалому удивлению Диора-старшего, практически сразу начала приносить прибыль — парижане с удовольствием посещали выставки полотен Матисса, Дюфи, Дерена и Пикассо. Кристиан знал, чем заинтересовать аудиторию, и не жалел денег на организацию мероприятий.

Череда трагедий и полоса препятствий

19З0-е гг. стали испытанием для молодого художника — его старший брат попал в психиатрическую лечебницу, мать сгорела от рака, а не справившийся с горем отец перестал вести дела и быстро разорился. Некогда крепкая семья Кристиана рушилась на глазах — чтобы не сойти с ума, Диор принял решение отправиться в путешествие. Поездка по СССР оставила в душе художника неизгладимое впечатление — он посетил множество ленинградских музеев, восхитился красотой кавказских пейзажей, влюбился в Чёрное море. Однако даже путешествие не смогло избавить Диора от печалей — известие, что отец болен туберкулёзом, стало ударом для Кристиана. Он прекратил рисовать, вернулся в Париж и закрыл галерею.

Оставив бизнес в прошлом, Диор отправился на средиземноморье. Пребывание на Балеарских островах пошло ему на пользу — Кристиан увлёкся созданием ковров и научился ткать. Желание выпускать дизайнерские ковры заставило Диора снова заняться рисованием — он разработал множество эскизов, но местные предприниматели не спешили финансировать идеи художника. Все, к кому Кристиан обращался за инвестициями, уверяли его, что ковры от Диора не будут пользоваться спросом.

Нехватка средств вынудила Кристиана вернуться в сферу торговли предметами искусства — в прошлом успешный владелец галереи, он имел внушительные связи в среде коллекционеров, поэтому смог выгодно продать полотно Дюфи «План Парижа». Однако деньги, вырученные Кристианом от сделки, не спасли семью Диор от разорения — братья и сёстры художника продали столичную недвижимость и перебрались в провинцию. В планы Диора отъезд из Парижа не входил — на помощь Кристиану пришёл его друг Жан Озенн, предоставивший будущему модельеру кров и работу.

Рис. 3. Кристиан Диор. Источник фото: https://24smi-org.turbopages.org
Рис. 3. Кристиан Диор. Источник фото: https://24smi-org.turbopages.org

Парфюмерная в подарок

К середине 1930-х гг. Жан Озенн обзавёлся репутацией известного художника — среди его заказчиков были лучшие столичные портные и редакторы модных изданий. Видя успех друга, Диор принялся учиться у Озенна и его наставника Макса Кенна. Первыми работами Диора стали выкройки шляпок — Жан всячески помогал приятелю и показывал его рисунки знакомым дизайнерам. В 1936 г. модели Кристиана были опубликованы на страницах журнала Le Figaro Illustre. Творчество начало приносить Диору ощутимый доход — в 1937 г. он смог позволить себе собственное жильё.

Вскоре Диору наскучила разработка моделей шляпок — его талант требовал размаха, и Кристиан снова взялся за создание нарядов и полноценных образов. Известный парижский модельер Роберт Пиге пришёл в восторг, увидев работы Диора в 1938 г. Он моментально предложил художнику должность в своём модном доме. Кристиан успел проработать на новом месте всего год — его карьеру прервала Вторая мировая. Последней работой Диора перед войной стала серия эскизов для костюмов спектакля «Школа злословия», сыгранного «Театром де Матюрин».

Вернуться в столицу после участия в боевых действиях на юге Франции Диору удалось только в 1941 г. Люсьен Лелонг, давний приятель Роберта Пиге, пригласил Кристиана в свой модный дом в качестве художника и дизайнера. Бизнес Лелонга находился в плачевном состоянии, но талант Диора совершил чудо — предприятие преодолело кризис и начало приносить доход. Вещи от Диора стали настолько популярными, что Лелонг в знак благодарности подарил своему спасителю парфюмерную лабораторию, на базе которой позже будет сформирована компания Christian Dior Parfume.

Собственный бренд под чужим руководством

Финансовая поддержка, оказанная текстильным магнатом Марселем Буссаком, позволила Диору открыть собственную мастерскую в 1946 г. Модный дом располагался на улице Монтень в особняке, который Буссак приобрёл специально для Кристиана. Номинально главой компании всегда был Марсель, но при этом создание коллекций и управление бизнесом полностью находилось в зоне ответственности Диора. Кристиан до конца жизни работал на своего спонсора.

12 февраля 1947 г. Диор представил первую коллекцию под символичным названием New Look. За время войны люди успели привыкнуть к серым краскам, тотальной экономии и отсутствию даже намёка на изящество, поэтому яркие, стильные и утончённые модели действительно стали воплощением нового, свежего взгляда. Наряды от Диора словно появились из мира, где никогда не было ни войн, ни болезней, ни смерти.

Рис. 4. Показ коллекции Dior, 1947 г. Источник фото: https://www.vogue.ru
Рис. 4. Показ коллекции Dior, 1947 г. Источник фото: https://www.vogue.ru

Дебютную коллекцию аудитория встретила благосклонно, однако нашлись и те, кто критиковал Диора за расточительство. Впрочем, модельер остался глух к их словам — он не жалел тканей и украшений, стараясь порадовать нарядами как можно больше женщин. В 1948 г. Диор запустил филиал своего модного дома в Нью-Йорке, а через год мир увидела коллекция роскошных меховых изделий, сумок и аксессуаров.

Глава столицы моды

Диор отличался удивительной трудоспособностью — он выпускал коллекции каждые полгода, поражая мир романтичными лёгкими платьями и изысканными шляпками с названиями, звучащими совершенно фантастически для общества того времени: «Циклон», «Тюльпан», «Вертикаль» и другие.

В 1947 г. Кристиан создал аромат Miss Dior и стал одним из немногих модельеров, выпускавших одновременно парфюмерные и текстильные коллекции. Помимо легендарного Miss Dior, популярностью пользовались «Диорама» и «Диориссимо». В 1950 г. Диор был удостоен ордена Почётного легиона.

Рис. 5. Аромат Miss Dior. Источник фото: https://www.vogue.ru
Рис. 5. Аромат Miss Dior. Источник фото: https://www.vogue.ru

В 1953 г. с модным домом Диор начал сотрудничать Роже Вивье, дизайнер обуви, которого Кристиан справедливо считал гением. С этого момента компания Christian Dior запустила масштабное производство обуви. Одновременно на витринах бутиков появилась первая помада бренда Rouge Dior.

Коллаборация Диора и Даниэля Сваровски, состоявшаяся в 1955 г., подарила миру коллекцию украшений из горного хрусталя. Также Кристиан с удовольствием сотрудничал с кинематографистами, актёрами и певцами — модельер работал с Альфредом Хичкоком, Клодом Отан-Ларой, Эдит Пиаф, Авой Гарднер, Оливией де Хэвиленд и Марлен Дитрих. Вклад Диора не остался незамеченным — после выхода фильма «Вокзал Термини» модельер был номинирован на «Оскар» как лучший художник по костюмам.

С 1947 г. по 1957 г. Диор выпустил десятки коллекций. Именно благодаря его творчеству и фантастическому успеху Париж стали называть мировой столицей моды. В 1957 г. Кристиан, боровшийся с лишним весом несколько десятилетий, решил сесть на строгую диету. В стремлении похудеть модельер отправился в пансионат, расположенный в небольшом тосканском городке Монтекатини-Терме. Там 24 октября произошло неожиданное — великий кутюрье скоропостижно ушёл из жизни. Официальной причиной смерти стала внезапно возникшая болезнь сердца.

Рис. 6. Кристиан Диор. Источник фото: https://biographe-ru
Рис. 6. Кристиан Диор. Источник фото: https://biographe-ru

Дом Диор

После смерти Кристиана должность главного дизайнера дома Диор перешла к его ученику Иву Сен-Лорану — модельеру, которому недавно исполнился 21 год. Его никто не воспринимал всерьёз. Нанять Ива Кристиану посоветовал Мишель де Брюнофф, главный редактор французского подразделения Vogue. На тот момент Ив завершал обучение в школе моды и постоянно отправлял Брюноффу свои эскизы, желая привлечь его внимание. Изначально Сен-Лоран занимался оформлением витрин магазинов Dior, однако вскоре Кристиан оценил его талант — впоследствии начинающему модельеру стали доверять самые ответственные задачи.

Рис. 7. Ив Сен-Лоран. Источник фото: https://www.vogue.ru
Рис. 7. Ив Сен-Лоран. Источник фото: https://www.vogue.ru

Мир моды предвкушал грандиозный провал Сен-Лорана. Журналисты писали откровенно издевательские статьи, а критики громогласно заявляли, что молодому художнику никогда не удастся даже приблизиться к успеху Кристиана. До показа оставались считанные недели — за 15 дней Ив нарисовал более шестисот эскизов. Первый показ Dior без Кристиана прошёл 30 января 1958 г. и обернулся оглушительным успехом. Журналисты моментально переименовали «бездарность» в «маленького принца моды».

В 1960 г. Сен-Лоран ушёл в армию, уступив свою должность Марку Боану, ранее работавшему с брендом Jean Patou. Главное детище Боана — коллекция Slim Look, более мягкая и гибкая версия легендарной New Look. Стараниями Марка точёный силуэт Dior стал ещё женственнее и романтичнее — Slim Look приобрёл множество поклонниц, среди которых были принцесса Монако и Софи Лорен. В 1966 г. на рынке появился легендарный мужской аромат Savage, который до сих пор является одним из самых востребованных продуктов Dior. В 1970 г. Боан выпустил первую мужскую коллекцию бренда Dior Monsieur — идея создания моделей для мужчин принадлежала Кристиану и рассматривалась ещё в 1955 г., но реализовать её удалось только спустя 15 лет.

В 1985 г. бренд Dior стал собственностью Бернара Арно. Видя, что интерес аудитории к творчеству Боана снижается, Арно назначил на должность креативного директора итальянского модельера Джанфранко Ферре. Он стал первым иностранным дизайнером, который получил право управлять домом Диор. Ферре сменил Боана в 1989 г.

Рис. 8. Джанфранко Ферре с моделями. Источник фото: https://www.vogue.ru
Рис. 8. Джанфранко Ферре с моделями. Источник фото: https://www.vogue.ru

Джанфранко сделал ставку на традиции модного дома — он вернул приталенные силуэты, ставшие популярными при Кристиане, и пополнил коллекции утончёнными украшениями. Публика, соскучившаяся по Диору и его истинно французскому лоску, благосклонно отнеслась к творчеству Ферре.

В 1996 г. почитателя модных традиций Ферре сменил бунтарь и ценитель экстравагантности Джон Гальяно. Под его управлением бренд в 1999 г. выпустил аромат J’adore, который и сейчас занимает видные места на полках парфюмерных магазинов.

Оригинальный декор, авангардные нотки и смелая подача новых нарядов впечатлили публику, однако антисемитские высказывания Гальяно прервали его сотрудничество с Dior в 2001 г. До 2012 г. обязанности главного дизайнера выполнял помощник Гальяно Билл Гейтен.

В 2012 г. Гейтен передал бразды правления бельгийскому дизайнеру Рафу Симмонсу, который был приверженцем минималистичных образов. Именно ему удалось вернуть коллекциям лаконичный стиль Кристиана с чёткими линиями и графичными силуэтами. Жакет «Бар», одно из высочайших модных достижений Диора, преобразовался в целую линию платьев и смокингов.

Несмотря на любовь к классическим силуэтам Диора, Симмонс смело экспериментировал с принтами и материалами — разработанные им латексные ботфорты и фантастические узоры со знаменитыми цветочными акцентами Кристиана стали изюминками коллекций. Период, в течение которого Симмонс возглавлял Dior, критики назвали самым ярким и полным неожиданностей. Показ последней коллекции Симмонса состоялся в Лувре в 2016 г.

Летом 2016 г. пост главного дизайнера дома Диор заняла Мария Грация Кьюри — модельер из Италии стала первой женщиной, получившей в управление наследие Кристиана Диора. Под руководством Кьюри знаменитые пышные юбки Dior обрели совершенную невесомость, так как создавались из полупрозрачного тюля. Коллекции Марии кажутся дерзкими и нежными одновременно — кожаные корсеты, надетые поверх футболок, удивительным образом сочетаются с точёными силуэтами и массивной обувью. «Женщина может быть сильной, не теряя женственности», — именно так Кьюри позиционирует своё творчество.

Рис. 9. Мария Грация Кьюри. Источник фото: https://www.vogue.ru
Рис. 9. Мария Грация Кьюри. Источник фото: https://www.vogue.ru

Разрабатывая коллекцию 2019 г., Мария вдохновлялась образом свободолюбивой и талантливой Айседоры Дункан. Кьюри не скрывает, что её цель — создавать вещи, с помощью которых любая женщина сможет стать сильной и уверенной в себе. Такой, как бабушка Диора Жюльетта Мартен, однажды поверившая в талант своего внука и не позволившая ему отказаться от мечты.

Цитаты Кристиана Диора

Платья — это мои мечты, но я приручаю их, и они покидают царство грёз, становятся вещами, которые можно надевать и носить.

Коротко о главном

Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»

Подписаться

Автор статей «Открытого журнала» об инвестициях и экономике, а также в рубриках «Книги» и «Фильмы»
Откройте счёт прямо сейчас

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Открыть счёт
Больше интересных материалов