Меню
Меню

Корнелиус Вандербильт

«Железнодорожный король» с жёсткими принципами
Елизавета Пригородова
Редактор

Корнелиус — один из крупнейших предпринимателей XIX столетия. Он не так известен, как, например, Ротшильд или Рокфеллер, но история жизни Вандербильта является поистине уникальным примером того, как человек без больших денег и связей сумел построить огромную транспортную империю.

Детство и юность

Корнелиус Вандербильт появился на свет в 1794 году в Статен-Айленде. Его родителями были фермеры, выходцы из Голландии. Отец Корнелиуса занимался также лодочными перевозками. Семья была бедной, но особой нужды не испытывала.

Уже с детства у Вандербильта проявился характер — жёсткий и независимый. В 11 лет Корнелиус перестал ходить в школу. Позже он говорил, что учёба отнимает то время, которое можно потратить на что-то ещё. Несмотря на то, что Корнелиус бросил учиться, он стал прилежно помогать отцу, а не заниматься различными шалостями.

Когда Вандербильту исполнилось 16 лет, он решил записаться в морской флот и сообщил об этом матери. Её такой вариант развития событий не устраивал, поэтому женщина предложила альтернативное решение: она даёт ему сто долларов на покупку лодки, а Корнелиус взамен обрабатывает и засевает территорию площадью в восемь акров.

Получив деньги, Вандербильт купил маленькую лодку и занялся перевозками по маршруту Статен-Айленд — Манхеттен. Он назначил очень низкую цену — всего 18 центов, и благодаря этому приобрёл множество клиентов. Предприятие молодого бизнесмена было настолько успешным, что через год он смог не только вернуть долг матери, но и пополнить семейный бюджет на тысячу долларов. Вскоре Корнелиус расширил свою флотилию и увеличил масштаб перевозок, отлично зарекомендовав себя на рынке.

В 1812 году, когда началась вторая война за независимость, и американским военным необходимы были припасы, Вандербильт выиграл государственный тендер на поставку продуктов питания солдатам. Таким образом он смог заработать около 9 тыс. долл.

Дело Гиббонса

Полученного капитала было достаточно для открытия большого дела, но Корнелиус решил иначе. Его привлекал пароходный бизнес, но опыта в этом Вандербильт не имел. Поэтому он нанялся капитаном к предпринимателю Томасу Гиббонсу с целью получить необходимые навыки.

Вандербильт, работая на Гиббонса, предложил ему расширить сферу перевозок. Последний работал только по реке Раритан, а Вандербильт предлагал начать перевозки и в Нью-Йоркском заливе. Гиббонс согласился — однако они вскоре столкнулись с трудностями.

Перевозки в заливе находились под контролем компаний Ливингстона и Фултона. Только они имели право выдавать лицензию штата перевозчикам. И хотя сами предприниматели уже давно были мертвы, разрешение на выдачу лицензии получил Аарон Огден, предприниматель и бывший сенатор. Разумеется, лицензия штата не была выдана компании Гиббонса — у того имелась лишь федеральная лицензия.

Чтобы создать конкуренцию Огдену, Вандербильт снизил цену — перевозка стала стоить всего один доллар. Множество клиентов стали пользоваться услугами Корнелиуса, который к тому времени уже стал партнёром Гиббонса.

Это положение дел совсем не устраивало Огдена, и он решил подать в суд, воспользовавшись законом о лицензии штата. Дело было выиграно, но затем Гиббонс подал в суд, возражая против самого закона о лицензии, и выиграл дело — законодательный акт признали неконституционным. Это стало первой победой над монополией.

Через некоторое время умер Гиббонс, и бизнес унаследовал его сын Уильям. Вандербильт продолжал работать с ним, пока не собрал капитал в размере 30 тыс. долл. Тогда пришло время для открытия собственного большого дела.

Пароходный бизнес

Пароходная компания Корнелиуса Вандербильта была создана в 1830 году. Предприниматель стал развивать различные маршруты из Нью-Йорка. Но у него было немало конкурентов, например, Дэниел Дрю. Чтобы убрать соперника, Вандербильт выкупил компанию Дэниела.

Также большим препятствием стала Гудзонская речная ассоциация, объединявшая многие компании, которые предоставляли перевозки. Корнелиус пошёл по проверенному пути: сначала он снизил цену на перевозку до одного доллара, затем до десяти центов, а после и вовсе начал возить людей бесплатно. Подобного напора ассоциация не выдержала, поэтому откупилась от Корнелиуса, заплатив ему в общей сложности 150 тыс. долл.

Вандербильт постепенно расширял свой бизнес, покупая новые пароходы. Его флотилия насчитывала около сотни судов. Хотя успех был огромным, предпринимателю этого было мало, и он занялся железнодорожным бизнесом.

«Железнодорожный король»

Свой путь Вандербильт начал со скупки акций разных международных компаний — и после этого стал развивать перевозки. Корнелиус объединил все короткие линии, преобразуя их в один большой железнодорожный путь. Затем предприниматель выкупил Гудзонскую железную дорогу, также объединив её со своей линией.

Однако не всё шло удачно. Когда Вандербильт вознамерился купить Эрийскую железную дорогу, ему помешал давний конкурент — Дэниел Дрю, который теперь торговал акциями железнодорожных компаний. Дэниел выпустил 100 тыс. фальшивых акций, Вандербильт скупил их, а настоящие акции остались у Дрю.

Однако Корнелиус не сдался. Он приобрёл ещё несколько направлений железных дорог, которые обеспечили ему прибыль, и вскоре стал крупнейшим владельцем транспортной сети в Соединённых Штатах.

Конец жизни

Корнелиус Вандербильт скончался в 1877 году. Его состояние на момент смерти составляло 105 млн долл. Согласно завещанию, большую часть наследства, 95 млн долл., получил его старший сын Уильям, который, по мнению отца, был достоин продолжить бизнес. 9 млн долл. были распределены между другими детьми, а один миллион Вандербильт ещё при жизни пожертвовал университету Нэшвилла. Сейчас университет носит его имя.

Цитаты

«Если бы я тратил время на учёбу, я бы вообще ничего не успел заработать».

«Всю свою жизнь я сходил с ума по деньгам, изобретение всё новых способов делать их не оставляло мне времени на образование».

«Джентльмены, вы попытались меня надуть. Я не буду преследовать вас по суду, потому что это слишком долгое дело. Я вас просто раздавлю».

Хотите всегда быть в курсе обновлений раздела? Подписывайтесь на нашу рассылку, и каждую неделю на вашу почту будет приходить свежий дайджест с подборкой актуальных статей и, конечно, новой биографией! Всё, что нужно, — ввести свой email в форме внизу страницы.

Больше интересных материалов