Меню
Меню

Коносукэ Мацусита: философ, писатель и основатель Panasonic

От потерь и неудач к пониманию жизни, лидерству и процветанию
Елена Стоева
Частный инвестор

Начав буквально с нуля и закончив блистательную семидесятилетнюю карьеру менеджера в возрасте девяноста четырёх лет, этот человек превратил свою небольшую компанию в крупную международную корпорацию. Восхождение было напрямую связано с его философией управления бизнесом и отношением к людям.

Детство и начало карьеры

Коносукэ Мацусита родился в 1894 году в Японии и был одним из восьми детей в семье. Его отец был обеспеченным землевладельцем и уважаемым членом деревенской общины, и ребёнок наслаждался счастливым детством. К сожалению, глава семьи потерпел фиаско в нескольких сделках на товарном рынке. Родители были вынуждены покинуть свой дом и вместе с детьми переехать в маленькую городскую квартиру. Немногим позже туберкулёз унёс жизни всех детей, кроме Коносукэ. Он остался единственным ребёнком в семье.

В девять лет, чтобы помочь родителям, Коносукэ Мацусита ушёл из школы и отправился в самостоятельную поездку в Осаку, где начал свою трудовую карьеру, устроившись подсобным рабочим в жаровне. Через год он перешёл в магазин по продаже велосипедов, импортируемых из Великобритании. Там же выполнялись небольшие работы по металлообработке, и мальчик быстро освоил токарный станок и другие инструменты. Заработав, он смог продолжить школьное образование, занимаясь по вечерам.

Когда Коносукэ исполнилось пятнадцать, на главных бульварах Осаки появились трамваи. Юноша сразу понял, что будущее — за электричеством. Он поступил на работу в Osaka Electric Light Company и стал получать одно повышение за другим.

Всего в двадцать два года молодой человек спроектировал улучшенную электророзетку. К сожалению, работодатель не увидел её полезности и отказался запускать в производство.

Основание бизнеса

Вспомнив совет отца о преимуществах предпринимательской деятельности, Коносукэ оставил хорошо оплачиваемую работу и открыл небольшое производство. Розетки, производимые на предприятии, продавались плохо, но находившуюся на грани банкротства компанию спас неожиданный крупный заказ. Бизнес пошёл в гору.

Когда у предпринимателя появились деньги для инвестиций, он арендовал двухэтажный дом и запустил завод по производству электробытовой посуды Matsushita, который позже был переименован в Panasonic. Производство стало расти, так как выпускаемая продукция была высокого качества, а продавалась по низким ценам, благодаря чему пользовалась популярностью на рынке.

В то время многие электротехнические изделия считались предметами роскоши и были слишком дороги для большинства потребителей. Коносукэ Мацусита работал над тем, чтобы сделать электрические приборы доступными для людей со средним достатком.

Взгляды и миссия

В 1929 году основатель Panasonic определил кредо своего предприятия ー облегчать жизнь людей. В возрасте тридцати семи лет, после размышлений о жизни, владелец бизнеса собрал сотрудников и объявил им, что миссия предприятия как производителя ー преодоление бедности. Необходимо выпускать товары в таком количестве, чтобы создать изобилие и продавать их недорого. Именно это искоренит бедность и сделает людей счастливее.

Коносукэ Мацусита верил в то, что все люди способны развить свои способности. В 1934 году он открыл на заводе институт подготовки, где выпускники начальных классов могли пройти трёхлетний курс обучения, сочетающий в себе изучение техники и бизнеса.

Послевоенное время

Во время Второй мировой войны компания выпускала продукцию стратегического назначения, но в 1946 году вернулась к производству товаров народного потребления. В обращении к сотрудникам Коносукэ Мацусита сказал: «Производство ー это основа нашего выздоровления. Давайте возродим традиционный дух предприятия и решим задачу восстановления нации и обогащения жизни людей».

Но развитие компании после войны неожиданно столкнулось с серьёзным препятствием. Оккупационные силы издали несколько директив, которые остановили её деятельность. Мацусита пока не мог заниматься бизнесом, поэтому учредил организацию для решения фундаментальных вопросов, касающихся состояния людей. Основываясь на концепции «Мир и счастье через процветание», он начал издавать собственный журнал.

В 1951 году Panasonic освободили от последних послевоенных ограничений. Коносукэ решил, что пришло время двигаться дальше и выходить на международный рынок. Он отправился в Соединённые Штаты, где познакомился с американским промышленным бизнесом. Заметив большой разрыв между процветающей Америкой и обнищавшей Японией, предприниматель отметил: «Важное условие процветания ー это социальная структура, которая позволяет людям в полной мере проявлять свои индивидуальные таланты и способности».

Коносукэ понимал, что для конкуренции с Западом специалистам Panasonic понадобятся дополнительные знания в области электроники и совершенно другой подход к разработке продуктов. Он приложил много усилий, чтобы компания развивалась, как того требовал непрерывный экономический рост Японии. Помог предприятию бум бытовых электроприборов, возникший в то время в стране. Все хотели иметь телевизор, стиральную машину или холодильник.

Коносукэ работал над сетями продаж. В 1959 году он основал компанию MECA в Нью-Йорке и призвал своих менеджеров приспособиться к работе на новом рынке. В этот период также строились заводы и в других странах, в том числе National Thai (Таиланд) и Matsushita Electric (Тайвань).

Деятельность после отставки

С 1961 года Коносукэ Мацусита стал активно работать над воплощением своих идей. Он считал, что для будущего нации её людям необходимо духовно развиваться и совершенствовать управление в компаниях. Его идеи стали очень популярны в деловых кругах. Затем он изложил свои взгляды на ведение бизнеса в своих многочисленных книгах и стал одним из самых читаемых японских авторов.

В возрасте восьмидесяти лет менеджер и философ опубликовал книгу под названием «Мысли о человеке», в которой изложил 105 принципов успеха. А чуть позже появилась «Япония на грани» ー об улучшении образования и экономической политики для вывода страны из рецессии после нефтяного кризиса 1973 года. Книга стала бестселлером.

В свои восемьдесят пять лет он инвестировал личные семь миллиардов иен в создание Института Государства и Управления Мацуситы (Matsushita Institute of Government and Management — MIGM) для поиска новых идей, выявления и развития лидеров, способных воплотить свои мысли в жизнь.

В 1989 году, в возрасте девяноста четырёх лет, Коносуке Мацусита покинул мир, который он так сильно изменил. Всю жизнь предприниматель считал себя обычным человеком и полагал, что все люди важны и достойны уважения. Эта философия позволила ему достичь невероятного успеха.

Штаб-квартира Panasonic в Осаке, Япония
Цитаты

«Бизнес — это люди».

«Успех в бизнесе не приходит благодаря хорошим временам, как и неудача не следствие плохих времен».

«Это своего рода закон природы. Цель, к которой вы стремитесь, редко может быть достигнута прямой дорогой».

«Бизнес — это то, что поручено обществом. Поэтому нужно направлять и развивать компанию так, чтобы помочь развиваться обществу для улучшения жизни людей».

Больше интересных материалов