Карл Фридрих Рапп

Биография основателя BMW, не разделившего успех своей компании

Карл Фридрих Рапп родился 24 сентября 1882 г. в немецком городе Эхинген. Ещё в юности он выбрал профессию инженера и смог получить соответствующее образование. Первым рабочим местом Карла стала автомобильная компания Zust, где он трудился с 1908 г. по 1911 г.

Следующий год своей жизни Рапп посвятил техническому дизайну, сотрудничая с Daimler-Benz. В 1912 г. Карл перешёл в авиастроительный концерн Flugwerk Deutschland GmbH, ориентированный не только на создание самолётов, но и на конструирование обслуживающей техники для аэропортов.

Рис. 1. Карл Рапп. Источник: https://rus.team
Рис. 1. Карл Рапп. Источник: https://rus.team

Flugwerk Deutschland GmbH

Весной 1913 г. основатели предприятия решили запустить филиал завода в Мюнхене — управляющими нового производства, специализирующегося на выпуске двигателей, стали Карл Рапп и Иосиф Вирт. Находясь на должности главного инженера мюнхенского подразделения Flugwerk Deutschland, Рапп создал несколько моделей двигателей — позже его разработки были представлены на Берлинском авиашоу. Известно, что, помимо проектирования моторов, Рапп занимался конструированием популярных на тот момент бипланов. К сожалению, филиал завода не успел просуществовать и года — акционеры Flugwerk Deutschland объявили о начале ликвидации компании. Руководить процессом было поручено Иосифу Вирту.

28 октября 1913 г. Карл Рапп в рамках партнёрства с Юлиусом Ауспитцером основал компанию Rapp Motorenwerke GmbH. Основной целью предпринимателей был выпуск и продажа двигателей для всех типов транспорта. По счастливой случайности Рапп запустил производство неподалёку от завода Otto-Flugzeugwerke Густава Отто. С этого момента началось непродолжительное, но плодотворное сотрудничество двух гениев машиностроения.

Густав Отто

Талант инженера Густав унаследовал от своего отца Николауса Отто, сконструировавшего четырёхтактный двигатель внутреннего сгорания, использовавшийся в большинстве летательных аппаратов до 1939 г. Густав с детства поставил перед собой цель повторить отцовский успех. Николаус ушёл из жизни, когда его сыну было всего восемь лет, однако успел привить маленькому Густаву любовь к механике.

Отто-младший стал пилотом в двадцать семь лет — первым самолётом, право управления которым он получил, был спортивный Aviatik. Впоследствии эта модель активно использовалась военной разведкой.

Рис. 2. Густав Отто. Источник: https://bmw.infocar.ua
Рис. 2. Густав Отто. Источник: https://bmw.infocar.ua

Поднявшись в небо, Густав понял, что не сможет жить без авиации. В 1910 г. ему удалось воплотить свою мечту — запустить авиамоторное производство Aeroplanbau Otto-Alberti. Именно на этом заводе Отто создал биплан с мотором Daimler, усовершенствовав отцовские технологии.

Биплан Густава моментально стал популярным — стремительный рост доходов позволил изобретателю расширить свою компанию. Aeroplanbau Otto-Alberti в 1911 г. была переименована в Gustav Otto Flugmaschinenfabrik. Вслед за ребрендингом последовало расширение бизнеса — компания начала не только производить самолёты, но и обучать всех желающих искусству пилотирования.

Дела Отто быстро шли в гору — за два года он открыл несколько авиазаводов, один из которых оказался по соседству с Rapp Motorenwerke GmbH. Густав смог найти общий язык с Раппом, и в 1913 г. инженеры запустили совместное авиапроизводство на базе Rapp Motorenwerke.

Rapp Motorenwerke GmbH

Военные заказы позволяли компании держаться на плаву, однако о грандиозных финансовых успехах говорить не приходилось — прототипы самолётов, над которыми трудились 370 работников Rapp Motorenwerke, отвергались правительством как ненадёжные.

Прусская армия, на сотрудничество с которой рассчитывал Рапп, отказалась покупать двигатели — от разорения компанию спас запуск производства моторов Austro-Daimler. Руководителем проекта, инициированного министерством обороны Австрии, был назначен Франц Йозеф Попп — обрадованный Рапп даже не подозревал, что именно этот человек в ближайшем будущем выживет его из Rapp Motorenwerke.

Рис. 3. Йозеф Попп. Источник: https://rus.team
Рис. 3. Йозеф Попп. Источник: https://rus.team

Попп смог убедить руководство завода, что производство невозможно без участия Макса Фритца, ведущего конструктора Daimler. С назначением Фритца на должность инженера Rapp Motorenwerke превратилась в военный объект — Макс начал работу над двигателем, который вывел бы австрийскую авиацию на лидирующие позиции.

В 1917 г. команда Фритца запатентовала двигатель «Тип III». На этом конструктор из Daimler не остановился — к концу года ему удалось модифицировать карбюратор так, чтобы самолёты могли задействовать всю мощность двигателя даже на внушительной высоте. Разработка, получившая благосклонные оценки критиков, была зарегистрирована под названием «Тип IIIа».

Изобретение Фритца быстро сделало Rapp Motorenwerke популярной — компания получила поддержку со стороны военных и правительства, а контракт на закупку 600 двигателей «Тип IIIа» от прусской армии принёс заводу первый серьёзный финансовый успех.

Тем временем Йозеф Попп и Макс Фритц плели интриги против Карла Раппа. Оказалось, что Фритц обладал ещё и незаурядным ораторским талантом — на собрании руководителей и акционеров он заявил, что от грандиозного успеха и миллионных заказов компанию отделяют неумелое управление Раппа и провалы его первых разработок.

Незадолго до рокового собрания Рапп лишился поддержки своего друга и партнёра Отто. Пытаясь справиться с обострившимся депрессивным расстройством, Густав отправился на лечение в одну из клиник Мюнхена и был вынужден отойти от дел компании.

Совет акционеров завершился в пользу Фритца — он получил должность главного конструктора. Повышение позволило создателю «Тип III» выйти из подчинения Раппа. Летом 1917 г. Карл был вынужден покинуть собственный бизнес. Официальной причиной его увольнения стали проблемы со здоровьем, однако все понимали, кто на самом деле виноват в том, что Густав Отто и Карл Рапп больше не имеют отношения к своему заводу.

Рис. 4. Карл Рапп. Источник: https://teletype.in/@topbmw
Рис. 4. Карл Рапп. Источник: https://teletype.in/@topbmw

Жизнь после увольнения

Фритц и Попп не хотели видеть имя Раппа даже в названии завода — 21 июля 1917 г. Rapp Motorenwerke стала Bayerische Motorenwerke GmbH, или, в сокращённом виде, — BMW. Карл Рапп и Густав Отто вошли в историю BMW в качестве основателей компании, правда, каким-либо образом повлиять на её будущее и разделить успех концерна гении инженерии уже не смогли.

После увольнения Рапп получил должность главного инженера на заводе L.A.Riedlinger, который покинул спустя шесть лет. В 1934 г. Карл переехал в Швейцарию, где и провёл остаток своей жизни. Основатель BMW умер 26 мая 1962 г. — на склоне лет он увлёкся астрономией и проводил часы в обсерватории, любуясь звёздами. Больше всего великому конструктору нравилось наблюдать за Солнцем.

Коротко о главном

Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»

Подписаться

Автор статей «Открытого журнала» об инвестициях и экономике, а также в рубриках «Книги» и «Фильмы»
Откройте счёт прямо сейчас

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Открыть счёт
Больше интересных материалов