Феруччо Ламборгини

Сложная судьба гениального автомобильного инженера

Lamborghini — марка, название которой известно каждому ценителю автомобилей. Это имя компания получила благодаря своему основателю — Феруччо Ламборгини. Сегодня мы расскажем о жизненном пути легендарного итальянца.

Юность и начало карьеры

Феруччо Ламборгини родился на северо-востоке Италии, в городе Ренаццо-ди-Ченто. Родители мечтали, что сын продолжит традиции семьи и займётся виноделием. Но его интерес к технике и автомобилям был сильнее воли родных, поэтому Феруччо поступил в небольшой технический университет недалеко от Болоньи. Там он изучал принципы устройства сельскохозяйственной техники.

Юношеские годы Ламборгини пришлись на время развития автоспорта и его особой популярности в Италии. Феруччо следил за гонками, знал всех спортсменов. Но ещё больше его интересовали их автомобили. Он узнал буквально всё об устройстве гоночных машин и мечтал о создании собственного болида.

Во время Второй мировой Ламборгини проходил службу в Греции, на острове Родос. Там он занимался ремонтом и обслуживанием военной техники.

После завершения войны Феруччо Ламборгини открыл собственный бизнес. Используя свои университетские знания, а также навыки, полученные в военное время, он начал переделывать военную технику в агрегаты для сельского хозяйства. Такая техника была нарасхват из-за сильного упадка в отрасли, поэтому дела шли хорошо. Тракторы собирались Феруччо и несколькими его помощниками буквально с нуля, часто из военной техники, найденной собственными усилиями на заброшенных воинских складах.

Рис. 1. Феруччо Ламборгини. Источник: scars.ru
Рис. 1. Феруччо Ламборгини. Источник: scars.ru

В 1949 г. Ламборгини понял, что может значительно сократить себестоимость производства своей техники, если заменит импортные двигатели на агрегаты собственного производства. Вскоре дизельный двигатель был разработан и внедрён, и это помогло удешевить продукцию. Тогда Ламборгини и официально открыл свою компанию — Lamborghini Trattori S.p.A. — и начал создавать собственную технику и меньше заниматься переделыванием военных машин. Результаты быстро превзошли ожидания. Так, в первый год компания собирала в среднем по одной машине в день, то всего через пять лет этот показатель равнялся более 400 единицам ежедневно.

А к концу первого десятилетия работы компания Lamborghini Trattori S.p.A. оказалась не просто лидером, а монополистом в сфере производства сельскохозяйственных машин в Италии.

От тракторов к спорткарам

История производства легковых автомобилей началась после знакомства Феруччо с машинами марки Ferrari, а затем и самим Энцо Ферарри. В гараже легковых авто Ламборгини было много автомобилей разных марок, но как только он приобрёл свою первую Ferrari, стал пользоваться только ей, забыв обо всех остальных моделях. Однако во время её использования Феруччо столкнулся с рядом технических проблем. Найдя варианты для их решения, Ламборгини отправился на приём к самому Энцо Феррари, чтобы пожаловаться на неполадки и предложить способы их устранения. Но самовлюблённый гонщик не оценил инициативу Ламборгини, отвергнув все его идеи.

В 1961 г. в компании Феррари произошёл серьёзный раскол. По его итогам несколько лучших инженеров и пилотов-испытателей были уволены из-за разногласий с руководителем. И ушли они к Ламборгини. К тому времени обиженный разговором с Энцо Феруччо вынашивал идею создать собственный совершенный легковой автомобиль и доказать тщеславному конкуренту, что тот был не прав. Чуть позже в новую команду Ламборгини перешли ещё несколько инженеров Феррари, оставшиеся не у дел.

Производство тракторов, с которых начинал Ламборгини, являлось нишевым, ведь стране не хватало сельскохозяйственных машин, и техника этой марки была чуть ли не единственным выбором. Но запуская завод легковых авто, Феруччо шёл на значительный риск. Кроме того, цеха нового завода располагались в регионе Эмилия-Романья, который тогда был настоящей Меккой автомобилестроения не только Италии, но и всей Европы. К тому времени буквально в десятках километров уже стояли заводы Maseratti, Ferrari и ещё множества менее известных, но качественных автомобильных брендов. Кроме того, не слишком далеко находились и производственные цеха автогиганта FIAT.

Италия восстанавливалась от последствий Второй мировой довольно быстро, и люди были готовы к появлению на рынке спортивных легковых автомобилей премиум-класса. Любовь к красивой жизни и роскоши, а главное — к быстрым и красивым машинам, у итальянцев в крови, поэтому благодаря таланту и работоспособности Феруччо новый проект был практически обречён на оглушительный успех.

В 1963 г. появилась первая фабрика Lamborghini. Территориально она располагалась совсем близко к производствам Ferrari. Неизвестно, оказалось ли это случайностью, или же так и задумывал Феруччо Ламборгини.

Рис. 2. Феруччо Ламборгини. Источник: scars.ru
Рис. 2. Феруччо Ламборгини. Источник: scars.ru

У Ламборгини перед запуском нового предприятия был чёткий план действий. Согласно ему, в первую очередь требовалось создать совершенно новый двигатель. Такой силовой агрегат, V12, по задумке инженеров должен был стать наиболее технически совершенным на рынке всех легковых авто. В отличие от блоков цилиндров с единственным распределительным валом, которые пользовались популярностью в то время, в новом V12 было целых четыре распредвала. Это позволяло создать двигатель для легковых авто с потенциалом гоночных машин.

Летом 1963 г. начались испытания нового двигателя, агрегата с 3,5-литровым объёмом. Первые же тесты подтвердили, что данный мотор действительно можно ставить на гоночные машины. На оборотах в 8000 в минуту испытания показали мощность в 370 лошадиных сил. Инженеры с гордостью сообщили Ламборгини, что это настоящий гоночный двигатель, но, к их удивлению, Феруччо таким новостям не обрадовался. Он считал своей задачей создание именно дорожного автомобиля с идеальными показателями. Это был смелый шаг для нового бренда, ведь в те времена большинство производителей стремились по максимуму представлять свои авто в гоночных соревнованиях, чтобы повысить узнаваемость марки.

После тех испытаний разработчики получили новую задачу — адаптировать первую версию мотора для обычных дорожных условий в итальянских реалиях. Благодаря этому в первое серийное авто был поставлен двигатель с показателем мощности на треть меньше пилотного варианта.

Уже в октябре 1963 г. был представлен первый серийный легковой автомобиль от Lamborghini. Это произошло на выставке в городе Турин. Перед посетителями автосалона предстал новый Lamborghini 350 GTV. Однако оказалось, что новая модель двигателя с двенадцатью цилиндрами банально не поместилась под капот машины. В экстренном порядке пришлось выставлять на показ мотор отдельно от самой машины, а чтобы задняя часть кузова не перевесила, под капот загрузили кирпичи.

По итогам первых показов похвалу заслужил только двигатель, а вот кузов пилотной модели был раскритикован, в первую очередь из-за сильной перегруженности. По мнению специалистов и по количеству продаж пилотная модель сильно уступала машинам от Ferrari, которые, ровно наоборот, продолжали наращивать обороты.

С первой попытки, несмотря на огромную проделанную работу, превзойти Энцо Феррари Ламборгини не удалось. Но его компания, услышав критику, разобралась в её причинах и принялась работать над исправлением недочётов кузова. Для этого даже были приглашены специалисты из знаменитого кузовного салона Carrozzeria Touring Superleggera S.r.l. На исправление недостатков ушло немного времени. Уже через год модель 350 GT с обновлённым кузовом имела оглушительный успех на автосалоне в швейцарской Женеве. Эту модель продолжали собирать ещё три года, до 1966 г. В последних модификациях, начиная с 1965 г., мощность двигателя всё же была дополнительно увеличена на 50 лошадиных сил, а его объём — с 3,7 до четырёх литров.

Полоса неудач

Следующая модель, Lamborghini 400 GT, имела меньший успех. Перед её производством было принято решение оптимизировать затраты. С этой целью поменяли материал для производства кузова: вместо лёгкого алюминия в новой модели использовались стальные сплавы. Машина прибавила в весе примерно 400 кг, что привело к ожидаемой потере динамичности по сравнению с предыдущей моделью. Такое не могло порадовать любителей быстрой езды. В итоге было собрано не более 500 машин этой серии.

Рис. 3. Lamborghini 400 GT. Источник: auto.onliner.by
Рис. 3. Lamborghini 400 GT. Источник: auto.onliner.by

Первый суперкар от Ламборгини

Неудача с 400 GT только подстегнула Ламборгини к созданию более совершенного суперкара. К разработке следующей модели было решено подойти с максимальной ответственностью на всех этапах. Феруччо Ламборгини решил отказаться от услуг ателье Carrozzeria Touring, объявив именно их виновными в первоначальном провале модели 350 GT.

Работу над дизайном нового авто Феруччо поручил ателье Нуччо Бертоне. Там разработку доверили малоизвестному на то время, но очень перспективному и талантливому дизайнеру Джорджетто Джуджаро. Сам Джуджаро не успел закончить эту работу из-за перехода в другую компанию. Завершающие штрихи вносил его молодой помощник Марчелло Гандини. При этом на всю разработку дизайна машины с нуля потребовалось даже меньше четырёх месяцев, а получившаяся модель буквально взорвала автоиндустрию ещё до своего официального выхода.

Основной фишкой дизайна новой Lamborghini Miura стали фары, расположенные очень низко на капоте, что придавало своеобразный «хищный взгляд» экстерьеру. У авто был заниженный и продолговатый кузов, на этот раз выполненный из алюминия. Под капот машины поместили двенадцатицилиндровый силовой агрегат.

Официальный выход Lamborghini Miura ожидали многие, благодаря заявленным высоким техническим характеристикам, а также множеству новых на то время дизайнерских решений. Первая версия 1966 г. развивала максимальную скорость в 274 км/ч, что было недосягаемо для большинства конкурентов. Но и этого оказалось недостаточно, и в выпущенной через два года обновлённой S-версии улучшенный силовой агрегат давал возможность приблизиться к скорости в 300 км/ч. Хотя из соображений безопасности выход на такие показатели ограничивался.

Также успеху этой модели поспособствовала смекалка самого Феруччо Ламборгини. Перед презентацией новой Miura он пошёл на шаг, который в современных условиях можно было бы назвать отличным PR-ходом. Ламборгини знал, что большим любителем спорткаров является князь Монако Ренье III, и ещё до официальной презентации отправил Lamborghini Miura на Гран-При этой страны. Князь Монако не мог не обратить внимание на новую модель, чем сделал ей прекрасную рекламу перед презентацией. Очередь на приобретение Lamborghini Miura начала образовываться на месяцы вперёд, даже учитывая её немалую стоимость. За шесть лет было продано почти 800 экземпляров, больше, чем общее число всех реализованных ранее автомобилей других моделей компании.

Красивое завершение карьеры

После оглушительного успеха Lamborghini Miura Ламборгини стал задумываться о выходе из бизнеса. Но, обладая вспыльчивым характером, не мог уйти просто так, без громкого хлопка дверью на прощание. Так появилась идея создания Lamborghini Countach — заключительной модели от Феруччо Ламборгини.

Этот автомобиль выпускался как преемник Miura. Впервые был показан в 1971 г. в качестве концепта от кузовного ателье Bertone, с которым сотрудничали в Lamborghini. Но как отдельная модель для серийного производства Lamborghini Countach была представлена только в 1974 г. Последнее творение от Феруччо Ламборгини вышло если не идеальным, то близким к этому. Получилась динамичная модель с красивым и одновременно функциональным салоном (хотя по максимальным показателям скорости Countach немного не дотягивала до уровня Miura). Кстати, хлопнуть дверцами у обладателей данного авто так же красиво, как у самого Ламборгини, не вышло бы, ведь это была первая модель, где дверцы открывались не в стороны, а вверх. Такое новшество пришлось по нраву автовладельцам, и Countach стала ещё более успешной, чем Miura.

Но перфекциониста Ламборгини не удовлетворило, что последняя модель не стала самой быстрой и уступала предыдущей. Так появилась Lamborghini Diablo. По многим характеристикам она была схожа с Countach, но на тестах скорости всё же смогла достичь абсолютно рекордного показателя, превышающего 300 км/ч. Эта машина была занесена в Книгу Рекордов Гиннеса как самый быстрый на то время серийный автомобиль. Она также имела успех, сравнимый с Miura.

Diablo стала официально последней моделью для Ламборгини, которую он представлял лично, будучи уже в преклонном возрасте. Удовлетворённый таким успешным завершением карьеры, Ламборгини в 1974 г., как и обещал, продал свой пакет акций компании.

Возможные причины ухода из компании

Существуют разные версии, почему Ламборгини ушёл из созданной им с нуля компании на пике её успеха. Согласно одной из них, причиной стало то, что сын конструктора Антонио не интересовался автомобилями, как бы ни хотел этого Феруччо, который планировал оставить бизнес именно ему.

Есть и другая версия. Выполнив свою мечту доказать Энцо Феррари, что он был неправ в том разговоре (Феррари в личном разговоре сказал, что едва ли Ламборгини сможет справиться с чем-то, сложнее трактора) и лично «утереть ему нос», Феруччо просто потерял дальнейшую мотивацию к производству автомобилей и поэтому решил уйти красиво.

Сам Ламборгини, вспоминая об этом конфликте с Энцо Феррари, рассказывал, что когда компания Lamborghini уже стала лидером рынка элитных спорткаров, в одном из ресторанов Феруччо встретил Энцо и хотел подойти, чтобы поздороваться. Но Энцо Феррари демонстративно отвернулся, показав своё нежелание общаться с Феруччо.

Согласно ещё одной версии, Ламборгини обратил внимание на серьёзный энергетический кризис, который в скором времени должен был сильно повлиять на все автомобильные заводы, в особенности на те, которые занимались производством дорогих спортивных авто. Согласно этому мнению, своим уходом он вовремя обезопасил себя от финансового краха.

Жизнь после ухода из Lamborghini

Контрольный пакет акций Lamborghini (51%) Феруччо продал швейцарскому бизнесмену Джорджу Россетти. Все остальные акции за следующие несколько лет также были проданы ещё одному крупному бизнесмену, Рене Лаймеру.

Сам Ламборгини приобрёл земельный участок в Умбрии и остаток жизни он посвятил виноделию, изготавливая несколько сортов элитных вин. Можно сказать, что к концу жизни Феруччо исполнил желание своих родителей, которые настаивали, чтобы он продолжил их дело, связанное с сельским хозяйством.

Феруччо Ламборгини менее чем за десять лет смог с нуля создать компанию, которая начинала с тракторов, а закончила серийным производством одних из самых быстрых и дорогостоящих авто во всём мире. Кроме того, благодаря сотрудничеству с компанией Lamborghini при разработке разных моделей мир узнал о множестве талантливых инженеров и дизайнеров: Паоло Станцани, Марчелло Гандини, Жан-Паоло Даллара и ещё десятке выдающихся специалистов. Работая с Феруччо, они получали полную свободу действий, что помогло им реализовать свой творческий потенциал.

Феруччо Ламборгини скончался в 1996 г. В последние годы жизни, когда Феруччо давно отошёл от руководства компанией, её дела шли не лучшим образом. И уже после смерти Ламборгини ситуация стала постепенно приходить в норму. Компания получила крупного покровителя в виде Audi AG, что позволило стабилизироваться в финансовом плане. После нескольких смен владельцев и благодаря контракту с Audi Lamborghini смогла наконец вернуться в свой родной европейский регион.

Суперкары как объекты инвестиций.

Коротко о главном

Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»

Подписаться

Автор статей «Открытого журнала» об инвестициях и экономике, а также в рубриках «Книги» и «Фильмы»
Откройте счёт прямо сейчас

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Открыть счёт
Больше интересных материалов