Меню
Меню

Джордж Самюэль Клейсон

Автор книги «Самый богатый человек в Вавилоне»
Кристина Гилёва
Редактор

Джордж С. Клейсон широко известен как писатель и создатель денежной философии, которая остаётся актуальной почти век спустя. Но не все знают, что он был также успешным бизнесменом, издателем и лучшим картографом Америки своего времени.

Биография

Джордж Самюэль Клейсон родился в Луизиане, округ Пайк, штат Миссури. Сегодня это одноэтажный городок с населением около трёх тысяч человек. Писатель, появившийся на свет в 1874 году, стал одним из первых поселенцев.

В 1890-х он закончил Университет Небраски-Линкольна — заведение, где через пятьдесят лет будет учиться Уоррен Баффетт. Нет данных о том, какую специализацию и степень получил будущий автор экономического бестселлера, однако известно, что в этот период в университете активно проводились исследования в области сельского хозяйства.

В 1898 году Джордж Клейсон стал солдатом, приняв участие в короткой и победоносной Испано-американской войне. Этот конфликт, один из первых в истории США, дал толчок экономике и сыграл большую роль в самоопределении нации. Америка вступила в период агрессивной внешней политики.

После окончания войны и до первого бизнеса в биографии Клейсона — белое пятно. Возможно, он был занят военной службой, но точных сведений об этом нет. Около 1906 года он переехал в Денвер, штат Колорадо, и основал компанию по производству дорожных атласов и карт — The Clason Map. 

Путеводитель по штату Колорадо, примерно 1926 год
Рекламная стойка для «зелёных гидов», примерно 1930 год

Сначала Клейсон наладил выпуск «зелёных гидов» — дорожных путеводителей по разным штатам. Они продавались по 25-35 центов за штуку. Каждый путеводитель представлял собой раскладную карту и многостраничный указатель в фирменной зелёной обложке. Кроме дорог и магистралей, на картах были указаны основные госучреждения и места добычи полезных ископаемых. Параллельно компания выпускала карманные карты городов.

В 1923 году Клейсон запустил производство туристических атласов США, которые стоили уже целый доллар. Большую часть продукции Clason Map выпускала сразу на рынок, отдельные тиражи печатались на заказ для крупных городских газет. Главным преимуществом этих атласов была ориентация на автомобильные путешествия, которые только становились популярными. На картах было указано всё необходимое для водителей, включая расстояние между городами и качество дорог. Этот способ оформления был скопирован конкурентами и долгое время оставался золотым стандартом. 

Обложка туристического атласа США и Канады с рекламой моторного масла, 1931 год

По мере развития бизнеса Клейсон начал делать заметки, составившие материал для его книг. Поначалу он публиковался в разных издательствах, но ближе к 1930 году основал собственное.

Обе компании Джорджа С. Клейсона обанкротились в период Великой депрессии. The Clason Map продержалась примерно до 1931 года, The Clason Publishing — до 1937 года. После этого писатель заключил контракт на публикацию книг с издательством Financial Education и переехал в виноградную долину Напа, где жил вплоть до своей смерти в 1957 году. 

Книги

Джорджа Самюэля Клейсона принято считать автором одной книги, но это далеко не так. На самом деле мы даже не можем сказать, сколько именно было книг, потому что библиографией писателя никто всерьёз не занимался. А между тем, он писал на интересные и очень разные темы. 

Автограф Джорджа Самюэля Клейсона, 1937 год

Одна из первых публикаций Клейсона — «Описание свободных земель Колорадо. Пособие для поселенцев» 1916 года. Название книги говорит само за себя — она была приурочена к 40-летию штата и привлекала в него новых жителей. Это увесистый труд объёмом в 318 страниц, с цветными фотографиями и, конечно же, картами.

В 1925 году Клейсон написал книгу в соавторстве с Идой Л. Грегори — одной из влиятельных женщин Денвера, ассистенткой судьи по делам несовершеннолетних и директрисой вечерней школы для мальчиков. Вместе они создали своеобразное пособие по невербальной коммуникации под названием «Чтение знаков: как понимать друзей, родственников, деловых партнёров и случайных знакомых».

Ещё одно исследование Клейсона «Католики, евреи и Ку-клукс-клан: во что они верят и почему конфликтуют» датируется 1926 годом. Это очень любопытный памятник своего времени, который сегодня наверняка сочли бы неполиткорректным, несмотря на все попытки автора сохранить объективность.

В 1930 году вышло главное произведение писателя — «Самый богатый человек в Вавилоне». В нём были воедино собраны притчи, которые Клейсон в течение четырёх лет по отдельности публиковал на брошюрах для банков и страховых компаний. Книга стала весьма популярной и много раз переиздавалась при жизни Клейсона под разными названиями: «Золото впереди» (Gold ahead), «Вавилонский курс финансового успеха» и так далее. В 2004 году текст был адаптирован для современного английского языка. 

Одно из первых изданий книги «Самый богатый человек в Вавилоне», 1932 год
Философия

Хотя некоторые книжные магазины уверяют, что во время работы над «Самым богатым человеком в Вавилоне» Клейсон расшифровывал клинописные тексты, это заявление нечем подтвердить. Сам автор не называет себя переводчиком. Единственное указание на связь с реальными археологическими находками есть в главе «Глиняные дощечки» — это письма Альфреда Шрусбери, работника английского департамента археологии. Он пишет начальнику археологической экспедиции Франклину Колдуэллу: в первом письме — что испытывает финансовые неудобства и с нетерпением ждёт начала работы над переводом табличек; во втором письме — что прочёл таблички и благодаря этому исправил своё положение. Стоит ли уточнять, что археологов с такими именами никогда не существовало?

Есть все основания полагать, что идеи книги — это мысли самого Джорджа Клейсона, облечённые в форму манускриптов. (Тема древних цивилизаций была крайне популярна в западном обществе 1920–30-х годов и массово привлекала читателей.) Но это не значит, что художественная оболочка делает советы автора менее полезными. Он предлагает универсальные приёмы, которые с успехом можно применить в наше время, заменив слово «золото» на «финансы», «колесница» — на «автомобиль», и так далее.

Клейсон сформулировал семь правил обогащения.

  1. Систематически откладывать деньги.

  2. Контролировать расходы и разумно планировать бюджет. («Чем нагрузит себя осёл? Сеном и соломой, а не золотыми слитками»).

  3. Инвестировать.

  4. Просчитывать риски. («Величайшая ошибка — доверить покупку драгоценностей каменщику»).

  5. Покупать в кредит, а не арендовать недвижимость. («Человеку приятно есть инжир со своих деревьев»).

  6. Обеспечить себе доход в старости.

  7. Постоянно учиться новому.

Эти принципы вдохновили тысячи читателей и целый ряд писателей. Формулой «безотказные советы + умеренная мистификация» в разное время пользовались Наполеон Хилл, Бодо Шефер и другие авторы финансовой литературы. 

Цитаты Джорджа Самюэля Клейсона

Удача сопутствует людям дела. 

Советы — единственная вещь, которую можно получить бесплатно, но и среди них стоит выбирать только лучшие.

Желания должны быть простыми и определёнными. Когда их много и они слишком сложные, они уничтожают сами себя. 

Правда всегда проста. 

Существует два вида обучения. Первый — выучить и получить знание, второй — понять, как самому добыть знание. 

Возможность — надменная богиня. Она не тратит время на тех, кто не готов.

Мы до сих пор не получили богатства просто потому, что не искали его.