Джимми Чу

Биография дизайнера: от уборщика на обувной фабрике до владельца бренда, туфли которого носят представители королевской семьи

Джимми Чу родился 15 ноября 1961 г. в Пенанге (Малайзия). Изначально его фамилия звучала как Чоу, однако из-за ошибки паспортиста весь мир узнал дизайнера как Чу.

Отец Джимми владел небольшим обувным производством — мальчик любил проводить время в мастерской и мечтал шить самостоятельно, однако папа долго не доверял сыну изготовление обуви, желая, чтобы он набрался опыта, наблюдая за работой мастеров. Когда Джимми было одиннадцать лет, его мечта наконец-то сбылась — он собственноручно сшил свою первую пару туфель.

Лондонский магазин с колючей проволокой

Дела семьи Чу шли неважно — средств едва хватало на пропитание и первоочередные нужды. Понимая, что в родном городе он не может рассчитывать на приличный доход, двадцатилетний Джимми перебрался в Лондон. Отец дал сыну денег на первое время, однако буквально спустя несколько месяцев после поступления в технический колледж Чу был вынужден выйти на работу.

Джимми с радостью брался за любой заработок — он трудился уборщиком на местной обувной фабрике и подрабатывал в ресторанах. Полученные деньги Чу расходовал экономно, поэтому даже скромного дохода ему хватало на оплату обучения и аренду крошечного помещения, которое он планировал переоборудовать под мастерскую.

Окончив с отличием колледж, в стенах которого он значительно улучшил навык работы с кожей, Джимми потратил три года на превращение заброшенного больничного корпуса в магазин женской обуви. Хотя внешне помещение выглядело непривлекательно — на стенах висели старые ковры, на окнах темнели решётки, а территория была очерчена забором из колючей проволоки — первые модницы города моментально заинтересовались магазином Чу.

На тот момент ещё малоизвестный малазийский мастер привлекал клиенток возможностью пошива уникальных изделий из качественной кожи — Джимми ловко подбирал цвета и текстуры так, чтобы его обувь идеально подходила к платьям и аксессуарам.

Растущая популярность Джимми не осталась незамеченной редакторами модных журналов — публикация статьи о Чу в Vogue ознаменовала начало нового этапа в его карьере. Обувщик, работающий в крошечной лавке за колючей проволокой, превратился в модного дизайнера, чьи работы появлялись на страницах культового издания.

Рис. 1. Джимми Чу. Источник фото: https://secretmag-ru.turbopages.org
Рис. 1. Джимми Чу. Источник фото: https://secretmag-ru.turbopages.org

Знакомство с актрисой Анной Хемпель распахнуло перед Чу двери в мир шоу-бизнеса и светской жизни. Именно в составе дизайнерской команды Хемпель Джимми познакомился со звёздами первой величины — актёрами, модельерами, моделями, издателями, владельцами торговых точек мирового уровня. Вскоре о таланте Чу заговорили даже в Кенсингтонском дворце — представители британской королевской семьи удостоили дизайнера чести создавать парадные туфли для принцессы Дианы, которая часто оказывала поддержку начинающим модельерам.

Наслаждаясь заслуженной славой, Чу не подозревал, что совсем скоро состоится его судьбоносное знакомство с женщиной по имени Тамара Меллон, которая навсегда изменит его бизнес.

Трио

Тамара Меллон незадолго до встречи с Чу ушла с должности редактора отдела аксессуаров Vogue и находилась в поиске перспективной бизнес-идеи. Придя в магазин Джимми, по-прежнему окружённый проволокой и решётками, Тамара быстро поняла, что нашла то, что искала. Меллон предложила Чу вести совместный бизнес — он будет заниматься пошивом обуви, а она возьмёт на себя поиск клиентов, маркетинг и переоборудование фабрики. Позже Меллон вспоминала, что изначально Джимми воспринял её предложение как шутку — он лишь продолжил пить чай и вежливо улыбался, слушая её бизнес-план.

Чтобы доказать Джимми, что она не шутит и действительно собирается трудиться над улучшением производства, Меллон взяла на себя едва ли не всю грязную работу — она убрала мусор, который годами пылился в мастерской, почистила полки и в целом привела магазин в благопристойный вид, чтобы он больше не отпугивал потенциальных покупателей грудами металла во дворе и переплетениями колючей проволоки. В конце концов Чу, поражённый напором Меллон, дал добро на старт совместного дела.

Третьим членом команды стала Сандра Чой, племянница Чу, которая взялась за создание эскизов. В семнадцать лет Сандра ушла из дома — девушка не смогла принять консервативный уклад жизни. Она без сожаления отправилась в Британию, когда поняла, что родители не собираются поддерживать её в стремлении стать дизайнером. Встретившись с дядей, Сандра проявила талант художницы и начала разрабатывать модели обуви, которые Джимми с лёгкостью воплощал, радуя всё новых клиенток.

Рис. 2. Сандра Чой. Источник фото: https://secretmag-ru.turbopages.org
Рис. 2. Сандра Чой. Источник фото: https://secretmag-ru.turbopages.org

Трудности и успех

От успеха амбициозных предпринимателей отделяло единственное препятствие — нехватка финансирования. Собрав все наработки и эскизы, Тамара и Сандра принялись искать инвесторов, однако привлечь средства не помогли даже публикации в Vogue — приятели Меллон, не говоря уже о посторонних бизнесменах, не хотели вкладывать капитал в производство обуви. Вдобавок Джимми упорно отказывался шить в соответствии с заказами клиентов — мастер упрямо изготавливал только остроносые босоножки на каблуке, считая, что занял таким образом самую востребованную нишу.

К счастью, Меллон смогла уговорить своего отца, владельца холдинга Vidal Sassoon, вложить в будущую фабрику почти 200 тыс. фунтов — так в 1996 г. была основана компания Jimmy Choo Ltd. Одна половина фирмы принадлежала Тамаре и её отцу в равных долях, вторая была зарегистрирована на Чу. Осенью 1996 г. издание Tatler опубликовало первую статью, посвящённую компании, — в интервью Меллон заявила, что намерена превратить фабрику в масштабный бренд.

Первый магазин Jimmy Choo Меллон открыла неподалёку от роскошного бутика Harvey Nichols — внутри, помимо обуви, расставленной на стеклянных полках, находились бархатный диван, кремовый ковёр и мраморный стол. Джимми не участвовал в оформлении магазина, он лишь попросил, чтобы в декоре присутствовали элементы фэншуй. Тамара вызвала мастера из Малайзии, который разместил в помещении специальные обереги, помогающие в бизнесе. В течение первой недели после открытия было продано свыше трёх тысяч пар туфель.

Рис. 3. Тамара Меллон. Источник фото: https://bg.fashionnetwork.com
Рис. 3. Тамара Меллон. Источник фото: https://bg.fashionnetwork.com

Сандра и Тамара взяли на себя ведение закупок — часами девушки ходили по рынкам, выбирая перья, кожу, камни и другие материалы. Чу был всецело занят изготовлением обуви по моделям, которые по-прежнему разрабатывала его племянница. Усилия команды не прошли даром — вскоре продукция бренда начала продаваться в фирменных магазинах Saks, расположенных на территории Лондона, Флоренции и Венеции. Также в Нью-Йорке был запущен офис Jimmy Choo.

Конец 1990-х гг. стал одним из самых успешных периодов для компании — Кейт Уинслет посетила в туфлях от Jimmy Choo церемонию вручения премии «Оскар», после чего бренд стал ещё более востребованным среди знаменитостей. Реклама Jimmy Choo неоднократно звучала в популярном сериале «Секс в большом городе» — в одной из серий героиня Сары Джессики Паркер, собираясь на свидание, воскликнула: «Я потеряла свои Джимми Чу», тем самым подчеркнув, что имя модельера стало буквально нарицательным и ассоциируется только с самой качественной и элегантной обувью.

В 1999 г. в США функционировало три крупных магазина Jimmy Choo — бутики располагались в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Лас-Вегасе. В 2000 г. выручка компании превысила 3,8 млн долл.

Конфликт интересов

Успех компании не радовал Джимми Чу — казалось, чем популярнее становился бренд, тем недовольнее был его создатель. Чу постоянно ссорился с Меллон — он был ярым противником массового выпуска обуви и хотел делать эксклюзивные изделия для особых клиентов. Позже Джимми ввязался в конфликт с племянницей, которой его компания была во многом обязана своим успехом. Чу не нравилось, что Сандра тратила время на разработку коллекций, а не занималась исключительно обслуживанием его клиентов и выполнением единичных заказов.

Конфликт разрешился только спустя несколько лет — Джимми решил продать свою долю. Так как Чу не желал, чтобы единоличными владельцами бренда стали Меллон и её отец, инвестиции которого некогда дали старт всему бизнесу, сделка была заключена со сторонними покупателями. 51% акций пополнил активы инвестфонда Phoenix Equity Partners, который в прошлом неоднократно вкладывал средства в индустрию моды. Сумма сделки составила 12,6 млн долл.

Распрощавшись с Меллон и Сандрой, Джимми запустил собственную линию обуви Jimmy Choo Culture. Известно, что Чу пытался привлечь финансирование в свой проект от Phoenix Equity Partners, однако инвесторы отказали ему в поддержке. Единственное, что получил Джимми после ухода из компании — право использовать своё имя в качестве названия марки обуви в течение семи лет.

Рис. 4. Джимми Чу. Источник фото: https://kapital.kz
Рис. 4. Джимми Чу. Источник фото: https://kapital.kz

Jimmy Choo без Джимми Чу

Тамара Меллон и её отец основательно взялись за расширение бизнеса — с помощью новых совладельцев и инвесторов им удалось запустить обширную линейку Jimmy Choo Ready-to-Wear, которая включала в себя не только обувь, но и аксессуары. Самыми востребованными товарами оказались сумки, производство которых стало прибыльным направлением деятельности бренда. С 2000 по 2006 г. выручка бренда Jimmy Choo ежегодно росла на 30%.

После смерти отца Тамара стала единоличной владелицей 49% акций Jimmy Choo — 51% был выкуплен у Phoenix Equity Partners компанией Lion Capital в 2004 г. В 2007 г. мажоритарная доля перешла во владение инвестхолдинга TowerBrook Capital Partners. Привлечённые инвестиции позволили Меллон выпустить коллекции ювелирных изделий и парфюмерии. После совершения сделки число магазинов Jimmy Choo выросло вдвое, достигнув 120 торговых точек. Цель Меллон была достигнута — бренд стал глобальным, популярным и прибыльным.

Тренд на азиатскую культуру, распространившийся в 2010 г, сделал продукцию Jimmy Choo ещё более востребованной. Спустя год бренд был продан компании Labelux, специализирующейся на изготовлении предметов роскоши и принадлежащей немецким миллиардерам Рейнеманнам. Jimmy Choo была оценена в 630 млн долл., 135 млн долл. получила за свою долю Тамара Меллон.

В 2014 г. акции Jimmy Choo начали торговаться на Лондонской бирже.

Покинув Jimmy Choo в 2011 г., Тамара запустила новый бренд, назвав его своим именем. Меллон негативно отзывалась о сотрудничестве с бывшими совладельцами Jimmy Choo — она утверждала, что инвесторы и акционеры скрывали от неё часть доходов.

Сандра по-прежнему трудится на благо компании Jimmy Choo в должности креативного директора. Племянница Джимми утверждает, что расширение линейки за счёт выпуска аксессуаров является её заслугой. «Я знала, что мы можем стать чем-то большим, чем конвейером по созданию туфель на шпильке», — говорила Чой о бизнесе своего дяди, частью которого она стала в свои 17.

Чой давно перестала выпускать модели, которые в прошлом принесли славу бренду — под руководством Сандры Jimmy Choo производит не женственные остроносые туфли на тонком каблуке, которые так любил Джимми, а сапоги в байкерском стиле и спортивную обувь из кожи змеи. Видимо, необходимость подстраиваться под вкус дяди тяготила Чой, и теперь она стремится наверстать упущенное и воплотить самые смелые и оригинальные идеи.

А что же сам Джимми Чу?

Бренд, созданный Джимми после ухода из Jimmy Choo, успешно развивается. В 2009 г. Чу попробовал силы в ресторанном бизнесе, запустив в Лондоне заведение под названием Maximini.

Рис. 5. Джимми Чу. Источник фото: https://mylitta.ru
Рис. 5. Джимми Чу. Источник фото: https://mylitta.ru

В 2011 г. предприниматель выпустил под своим именем коллекцию ароматов, которая оказалась настолько популярной, что биография Чу стала частью школьной программы в Малайзии. У себя на родине Чу считается национальным героем и поистине легендарной личностью.

В последнее время модельер делает акцент на производстве мужских предметов гардероба, хотя изначально компания позиционировалась как бренд, ориентированный на женщин. На данный момент холдингу Джимми принадлежит 29 компаний, продукция которых успешно продаётся в США, Японии, Великобритании и других странах. Хотя сам Чу не имеет личных аккаунтов, его бренд активно продвигается в социальных сетях — на официальном ресурсе компании постоянно появляются анонсы коллекций.

В 2019 г. Джимми приятно поразил аудиторию изысканной коллекцией свадебных туфель. В обуви от Чу посещают торжественные мероприятия Иванка Трамп, Кейт Миддлтон и другие знаменитости. Одна из последних коллекций бренда была создана в партнёрстве с компанией Swarovski — кроссовки, декорированные знаменитыми кристаллами, были благосклонно встречены публикой.

Джимми Чу добился того, к чему стремился — он до сих пор занимается изготовлением эксклюзивной обуви, которая пополняет гардеробы королевских особ и голливудских звёзд. Дизайнер с удовольствием делится опытом и знаниями — он преподаёт в Лондонском колледже моды и является пресс-секретарём Британского совета по работе со студентами-иностранцами. За свои заслуги и вклад в историю моды Чу был удостоен Ордена Британской империи.

Коротко о главном

Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»

Подписаться

Автор статей «Открытого журнала» об инвестициях и экономике, а также в рубриках «Книги» и «Фильмы»
Откройте счёт прямо сейчас

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Открыть счёт
Больше интересных материалов