История знает немало успешных имён, оставивших след в развитии инвестиций. Имена проигравших забываются сразу. Но среди тысяч тех, кто потерпел поражение, выделяется Чарльз Стедман — великолепный юрист и управляющий фондами Steadman: American Industry, Security Corporation, Technology and Growth Fund, Investment Fund, Associated Fund.
Биография
Чарльз Уолтер родился 25 июля 1914 года в Фолс-Сити, штат Небраска. В 1935 окончил бакалавриат искусств. В 1938 получил докторскую степень по юриспруденции в Гарвардском университете, затем служил в армии США в должности подполковника во время Второй мировой войны. В течение 20 лет был партнёром Marshman, Hornbeck, Hollington, Steadman & McLaughlin, занимал должность председателя правления St. Regis Hotel Corporation, был замом председателя Leaseway Intercontinental в 1961-1965 годах. Член Американской ассоциации адвокатов, в 1980 выступал в роли специального представителя президента в Омане.
Приход в инвестиции
В 1964 году, не имея опыта в управлении капиталами, Стедман возглавил инвестиционную компанию после смерти брата. Увлечённый потенциалом бизнеса, адвокат принялся за работу: упорство, колоссальная работоспособность, хорошая команда продажников и личное обаяние управленца успешно привлекали инвесторов. Всего за пять лет сумма активов выросла с 3,5 миллионов долларов до 200. Организовались новые узконаправленные фонды, специализирующиеся на отдельных отраслях. Казалось, вот он — успех.
Деятельность и ошибки
Но была и оборотная сторона медали: нехватка знаний, непонимание основ биржевой торговли и забота о собственных интересах заставляли Стедмана совершать необдуманные сделки. Покупка «горячих» акций по высокой цене и их скоротечная продажа не приносили прибыли. Огромные комиссии брокерам за проведение операций и другие расходы на содержание фондов съедали до 25% своей стоимости. Для сравнения — средние затраты конкурентов оставляли около 1%.
Специфическая деятельность инвестора заинтересовала Комиссию по ценным бумагам и рынкам — SEC. В начале 80-х SEC попытался заблокировать контроль над фондами, ссылаясь на подозрительные операции Чарльза, но, будучи грамотным юристом, он успешно доказал несостоятельность обвинений.
В 1977 году Стедман был уличён в незаконном переводе денег инвесторов в банк, выдавший ему кредит на личные цели. Но и здесь он сумел отбиться.
В 1989 Комиссия попыталась доказать многочисленные ошибки в регистрации средств в стремлении защитить активы. Стедман совершил ход конём и переложил судебные издержки на инвесторов. После этого SEC перестала обращать внимание на нарушения в фондах.
Результаты
Непродуманная политика управления привела к тому, что к концу жизни Чарльза Стедмана управляемые им фонды вошли в десятку худших за три десятилетия. Случайные приросты были значительно ниже сумм конкурентов, а количество инвесторов упало с 75 тысяч до 10 тысяч. На момент смерти юриста в 1997 году активы составляли всего восемь миллионов долларов, а потери измерялись десятками миллионов.
В дальнейшем управление взяла на себя дочь Стэдмана Кэрол вместе со своим мужем. Они сократили два из четырёх фондов и передали руководство соратнику Чарльза Максу Катчеру. Первые два года инвестиционные компании показали доходность в 50-55%. В 2000 году Кэрол решила положиться в управлении фондами на собственные силы: прибыль начала стремительно падать. Последний фонд был ликвидирован 1 февраля 2012 года.

Чудак или гений?
За огромные финансовые потери Чарльза Стедмана прозвали Рембрандтом красных чернил. Многие коллеги считали его чудаком. Да и сейчас имя Стедмана встречается исключительно при упоминании худших инвесторов в истории. Но так ли всё на самом деле? Нельзя игнорировать следующие моменты.
- Сам Стедман проживал в роскошных апартаментах престижного района Вашингтона, его дети остались вполне обеспеченными. Любовь Стедмана к искусству нашла отражение в шикарной обстановке офиса: он был оформлен в стиле Людовика XIV. Подобный уровень обеспечивали огромные проценты за обслуживание вложений, которые достигали 26% от суммы активов. По сути, юрист-управленец содержал себя и других попечителей фондов за счёт убытков инвесторов на абсолютно законных основаниях. Стоит отметить, что независимое руководство компаний Стедмана не вкладывало деньги в собственные проекты, а сам он отделался суммой в 16 тысяч долларов.
- При ужасных потерях вкладчики всё равно оставались: значительную их часть составляли «мертвые души» — умершие владельцы или люди пожилого возраста, по чьим активам не было транзакций длительное время. К этому привело то, что на момент прихода Стедмана к власти ему было 50. Схожий возраст, известность в качестве юриста и умение расположить клиента в качестве инвесторов привлекали людей постарше. А их родственники часто не подозревали о наличии инвестиционных пакетов, потому что фонды не отсылали уведомления неактивным владельцам. Конечно, находились и те, кто верил в возможность отбить потерянное.
История фондов Стедмана наглядно говорит о том, как важно анализировать рынок и следить за прозрачностью финансовых документов, отметая личные симпатии.
Книги
Чарльз Стедман написал книгу Тhe National Debt Conclusion: Establishing the Debt Repayment Plan.

Хотите всегда быть в курсе обновлений раздела? Подписывайтесь на нашу рассылку, и каждую неделю на вашу почту будет приходить свежий дайджест с подборкой актуальных статей и, конечно, новой биографией! Всё, что нужно, – ввести свой email в форме внизу страницы.