Меню
Меню

Амансио Ортега

История жизни и успеха создателя Zara
Анита Арико
Редактор

Биография Амансио Ортега Гаона — одна из тех вдохновляющих историй о людях, которые добились всего сами. Не имевший возможности даже окончить среднюю школу, сегодня Ортега занимает шестое место в десятке самых богатых людей мира с состоянием в 55,1 млрд долларов. Он известен созданием корпорации Inditex, под чьим крылом работают фаст-фэшн бренды Zara, Bershka, Pull&Bear, Massimo Dutti, Stradivarius и Oysho.

Юность и ранние годы

Амансио Ортега Гаона родился в испанской провинции Леон в 1936 году в семье служанки и работника железной дороги. Доходов родителей не хватало, чтобы обеспечить четверых детей, поэтому уже подростком Амансио начал работать курьером у портного.

Ортега признаётся, что не пожалел об этом. Семья жила настолько бедно, что иногда приходилось просить продукты в долг. После одной из таких просьб хозяин продуктовой лавки выгнал их с матерью взашей, и тогда мальчик пообещал себе, что заработает такое состояние, что его семья никогда не будет знать бедности. Так и вышло.

После переезда в Ла-Корунья юноша устроился работать ассистентом модельера в ателье Gala, где научился шить и кроить. Трудовой договор с Gala Амансио хранит и по сей день как память о своих первых успехах в работе. В 15 лет Ортега переходит работать в магазин La Maja, где дослуживается до менеджера и встречает свою будущую жену Росалию Мера.

Первый бизнес

 

В 1963 году, уволившись из La Maja, супруги Ортега организовывают своё первое предприятие — Confecciones GOA. Компания, чей уставной капитал составляет примерно 20 евро по текущему курсу, производит халаты, ночные рубашки и бельё, которые супруги Ортега шьют своими руками в гостиной.

Когда Confecciones GOA начинает получать крупные заказы, Ортега понимает, что двух пар рук недостаточно. Он нанимает нескольких женщин, которые за скромную зарплату отшивают заказы у себя на дому. Чтобы сократить расходы ещё больше, Амансио отказывается от посредников в закупке материалов и ездит за тканями в Барселону, чтобы получать их от поставщика напрямую.

Позже сотрудников становится уже больше сотни, и примерно в это время Амансио Ортега выводит для себя два принципа, которые позже легли в основу Inditex. Первое — издержки на производство повышаются, если товар долго доходит до полок магазина. Чем быстрее одежда окажется в продаже, тем меньше расходов понесёт производитель. Второе — небольшая наценка при большом обороте предпочтительнее большой наценки при маленьком обороте.

Создание Zara

В 1975 году клиент Confecciones GOA отменяет крупный заказ, и Ортега, вложивший все деньги в материалы и пошив, решает открыть собственный магазин для его реализации. Первым названием Амансио предлагает Zorba, но из-за проблем с авторскими правами пришлось остановиться на Zara.

Спустя несколько лет Амансио Ортега окончательно решает сделать ставку на фаст-фэшн: между разработкой модели и её появлением на полках проходит не больше двух недель. Вторым секретом успеха стало копирование моделей брендов высокой моды. Несмотря на то, что юристы Zara и по сей день утверждают, что копируют только тренды, а не вещи в точности, именно сходство с моделями высокой моды по невысоким ценам и обеспечило бренду популярность среди молодых людей.

Буквально за десять лет компания разрастается, и в 1985 супруги Ортега решают основать холдинг Inditex. Это название расшифровывается как Industria de Diseño Textil SA, что в переводе означает «предприятие текстильного дизайна».

В 1988 году открывается первый магазин Zara в Португалии, а уже через год Inditex появляется в США. Сеть быстро растёт, и к 2012 году холдинг владеет более чем 5000 магазинов.

В рамках холдинга Inditex Ортега создаёт новые бренды для увеличения охвата аудитории: например, Massimo Dutti предлагает одежду более высокого класса, Pull&Bear, напротив, ориентирован на подростков, а бренд Oysho специализируется на нижнем белье.

Сегодняшние дни

Амансио Ортега отошёл от управления Inditex в 2011 году, уступив место Пабло Исла, вице-президенту холдинга. В собственности Ортега находится многоэтажное здание Torre Picasso в Мадриде и Epic Hotel в Майами.

Ортега занимается инвестициями не только в недвижимость, но и в энергетику, туризм и банковскую сферу. Также он стоит во главе благотворительного фонда, названного его именем — Amancio Ortega. В 2017 году Амансио получил награду Испанской фондовой ассоциации в категории «Благотворительная инициатива» за пожертвование 300 млн евро на борьбу с раком.

«Мы предпочитаем заработать меньше на каждой вещи, но продать их намного больше».

«Вы должны появиться в газетах три раза: когда вы родились, когда вы женитесь, и когда вы умираете».

«Я принадлежу своему бизнесу, не наоборот».

«Компании состоят из людей, без усилий, профессионализма и мотивации которых ни одна цель не была бы достигнута».

Больше интересных материалов