Обзор операционных результатов X5 Group за II квартал 2022

Компания продолжает расти, даже когда российская экономика падает

X5 Group (FIVE) — крупнейший российский продуктовый ритейлер, который управляет такими продуктовыми торговыми сетями, как «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель», дискаунтер «Чижик», а также цифровыми бизнесами «Перекрёсток Впрок», экспресс-доставка, 5Post и «Много лосося».

X5 Retail Group NV

+69,05%

В середине июля Х5 Group представила отчёт за II квартал 2022 г., который зафиксировал двузначный рост практически всех операционных показателей компании:

  • общая выручка в II квартале увеличилась на 18,6% — до 647,276 млрд руб. против 545,576 млрд руб. в прошлом году;

  • чистая офлайн-выручка основного сегмента — сети магазинов «Пятёрочка» — выросла на 19,3% — до 530,226 млрд руб.;

  • общие продажи цифровых сервисов Х5 Group увеличились на 38% — до 14,7 млрд руб. — благодаря сильному органическому росту данного бизнеса;

  • в прошедшем квартале группа открыла 300 новых магазинов сети.

Давайте разберёмся, почему при таких результатах акции компании находятся на минимальных уровнях.

Динамика изменения стоимости акций X5 Group с начала 2022 г.

Рис. 1. Источник: Investing.com
Рис. 1. Источник: Investing.com

Результаты основных сегментов компании

Весь бизнес Х5 Group можно поделить на две части: офлайн и онлайн. Основным является офлайн, так как компания развивает его уже более 16 лет, а наиболее перспективным и быстрорастущим — онлайн, в который группа стала активно инвестировать c 2019–2020 гг.

Офлайн-бизнес Х5 Group

Состоит из четырёх подразделений: магазинов у дома «Пятёрочка», супермаркетов «Перекрёсток», гипермаркетов «Карусель» и жёсткого дискаунтера «Чижик».

  • Магазины у дома «Пятёрочка». Их доля в общем результате компании равна 82%. Х5 Group продолжает активно развивать данное направление деятельности, например в II квартале 2022 г. было открыто 238 новых магазинов. Вместе с сильным ростом среднего чека это привело к тому, что выручка данного подразделения увеличилась на 19% в прошедшем отчётном периоде.

  • Супермаркеты «Перекрёсток». Менеджмент также продолжает развивать их — в прошедшем квартале было открыто три новых магазина данной сети. Кроме этого, в июне компания купила финского конкурента — сеть Prisma, и добавила в свой портфель 15 магазинов в Санкт-Петербурге. Тем не менее текущее подразделение в II квартале показало более скромные результаты, чем «Пятёрочка». Темпы роста выручки составили всего 11%, что объясняется снижением трафика в торговых центрах, где расположена примерно половина магазинов «Перекрёсток».

  • Гипермаркеты «Карусель». Бесперспективный формат, от которого компания планирует избавиться. В текущем квартале это единственный сегмент Х5 Group, показавший отрицательную динамику роста — выручка год к году снизилась на 47% ввиду закрытия некоторых магазинов.

  • Жёсткий дискаунтер «Чижик». Самое быстрорастущее подразделение группы, которое увеличило свои продажи в текущем квартале в 28 раз благодаря десятикратному росту сети. Данное направление ещё находится на ранней стадии развития: открыто всего 150 магазинов, а в планах компании до 2024 г. открыть 3000 торговых точек.

Динамика продаж «Пятёрочки» за последние три года, млрд руб.

Рис. 2. Источник: данные Х5 Group
Рис. 2. Источник: данные Х5 Group

Онлайн-бизнес Х5 Group

Также состоит из четырёх подразделений: «Перекрёсток Впрок», экспресс-доставка, 5Post, «Много лосося».

  • Экспресс-доставка. Привозит продукты из «Пятёрочки» и «Перекрёстка» до входной двери за 40 минут. Является самым доходным сегментом компании. В II квартале продажи текущего направления выросли сразу на 42% благодаря увеличению количества магазинов, где доступна данная услуга, с 1450 до 1718.

  • Онлайн-гипермаркет «Перекрёсток Впрок». В завершившемся квартале продажи данного подразделения увеличились на 24% — до 6,269 млрд руб. Это произошло благодаря повышенному спросу со стороны клиентов на услуги цифрового сервиса — компания зафиксировала рост количества заказов на 28%.

  • 5Post и «Много лосося». Ввиду своих малых размеров не способны существенно влиять на показатели Х5 Group — суммарная квартальная выручка этих двух бизнесов всего около 1 млрд руб.

Динамика развития онлайн-бизнеса Х5 Group, млрд руб.

Рис. 3. Источник: данные Х5 Group
Рис. 3. Источник: данные Х5 Group

Будущие точки роста

  • Онлайн-бизнес. В II квартале 2022 г. X5 завершила реструктуризацию своих цифровых бизнесов в отдельную бизнес-единицу X5 Digital, в которую вошли следующие активы: онлайн-гипермаркет «Перекрёсток Впрок», экспресс-доставка товаров из магазинов Х5 Group, служба доставки «последней мили» 5Post и сервис готовой еды «Много лосося».

Всего компания рассматривала четыре варианта развития данной объединённой структуры: привлечение партнёра, частичную продажу, полную продажу и дальнейшее самостоятельное развитие. Менеджмент остановился на последнем, так как в текущей ситуации получить справедливую оценку за этот быстрорастущий актив было невозможно.

  • «Чижик». В 2022 г. Россия столкнулась с экономическими проблемами, вызванными новыми санкциями со стороны США и ЕС. В II квартале это привело к тому, что население РФ на фоне сокращения реальных доходов перешло на модель бережливого потребления. Новый офлайн-бизнес Х5 Group — жёсткий дискаунтер «Чижик» — стал пользоваться повышенным спросом, так как его главное конкурентное преимущество — это максимально выгодные цены.

Новый формат демонстрирует поистине впечатляющую эффективность — плотность продаж у дискаунтера равна 663 тыс. руб. на 1 м2, что примерно на 138% выше, чем у основного сегмента Х5 Group — магазинов у дома «Пятёрочка».

Динамика продаж дискаунтера «Чижик», млрд руб.

Рис. 4. Источник: данные Х5 Group
Рис. 4. Источник: данные Х5 Group

Текущие проблемы

На данный момент есть два отрицательных драйвера, которые мешают компании восстановить свою капитализацию до былых размеров.

  1. Трудности с дивидендными выплатами. Ритейлер не может распределять прибыль акционерам, так как вся европейская инфраструктура заблокирована для российских денежных переводов. По этой причине дивидендов по ГДР Х5 Group не будет ещё какое-то время.

  2. Сильная неопределённость, которая мешает ритейлеру планировать будущее. В марте 2022 г. менеджмент Х5 Group объявил, что российская компания приостанавливает свою программу развития и реконструкции розничных магазинов, чтобы пересмотреть объём собственных капитальных инвестиций на 2022 г.

По состоянию на 15 июля ритейлер не предоставил новой информации по данной проблеме, но с учётом старого прогноза (менеджмент планировал увеличить свою сеть на 2 тыс. магазинов) и текущих результатов (в I полугодии 2022 г. было открыто 658 новых торговых точек Х5 Group) можно предположить, что более вероятным значением будет запуск 1–1,5 тыс. новых магазинов в текущем году.

Рост сети магазинов Х5 Group

Рис. 5. Источник: данные Х5 Group
Рис. 5. Источник: данные Х5 Group

Стоит ли сейчас покупать акции Х5 Group?

Х5 Group продемонстрировала сильные операционные результаты в II квартале 2022 г.: общая выручка ритейлера выросла на 18,6%, продажи цифровых сервисов — на 38%. Если менеджменту удастся в ближайшее время решить дивидендную проблему, то акции компании смогут быстро вернуться к прежним уровням — около 2000 руб.

Стоит ли приобретать депозитарные расписки Х5 Group по текущим ценам? Если вы готовы на некоторое время остаться без дивидендных выплат, то стоит, так как бизнес, финансовое положение и перспективы компании по-прежнему привлекательны.

Не является инвестиционной рекомендацией.

Коротко о главном

Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»

Подписаться

Частный инвестор, аналитик
Откройте счёт прямо сейчас

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Открыть счёт
Больше интересных материалов