Обзор производственных результатов «НЛМК» за I полугодие 2022

В условиях кризиса компании удалось нарастить объём натуральных продаж стальной продукции

ПАО «НЛМК» (NLMK) — крупный производитель стальной продукции, производственные активы которого находятся в России, Европе и США. Поэтому эти регионы считаются домашними рынками для компании. Бизнес имеет вертикально интегрированную модель, что означает контроль над всей цепочкой производства — от добычи и переработки сырья до производства и реализации высококачественной стальной продукции.

Рис. 1. Источник: сайт ПАО «НЛМК»
Рис. 1. Источник: сайт ПАО «НЛМК»

«НЛМК» последним из «российской стальной тройки» опубликовал производственные результаты за I полугодие 2022 г. Обзоры отчётов «ММК» и «Северстали» читайте здесь и здесь.

Как и ожидалось, на фоне кризиса в отрасли чёрной металлургии в II квартале произошло существенное падение объёмов производства и реализации. Бизнесу потребуется время, чтобы приспособиться к новым обстоятельствам — санкционному давлению на российских производителей со стороны недружественных стран, крепкому рублю и падению деловой активности в России.

Однако не всё так однозначно. Например, «НЛМК» отразил рост натуральных продаж стальной продукции по итогам первой половины 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Попробуем разобраться, как компании это удалось в условиях жесточайшего кризиса, а также рассмотрим динамику ключевых операционных показателей.

Что с динамикой производства?

По итогам января — июня впервые за последние годы произошло падение производства железорудного сырья на 3% год к году — до 9,6 млн т, что связано в основном с сокращением производства в II квартале до 4,61 млн т. Сама компания снижение натуральных показателей объясняет повышением качества концентрата, которое привело к росту расхода железной руды. Однако причина также может заключаться в том, что в II квартале потребность бизнеса в сырье снизилась на фоне падения спроса на стальную продукцию со стороны внешних покупателей.

Динамика производства железорудного сырья ПАО «НЛМК» в I полугодии, млн т

Рис. 2. Источник: операционные отчёты ПАО «НЛМК»
Рис. 2. Источник: операционные отчёты ПАО «НЛМК»

Объём производства стали в первой половине 2022 г. сократился лишь на 1% к рекордному уровню января — июня 2021 г. и составил 8,89 млн т. Из них 4,48 млн т «НЛМК» произвёл в I квартале, а 4,41 — в II. Несмотря на влияние кризиса, говорить о существенном уменьшении объёмов производства стали пока не приходится. При этом основное сокращение объёмов выплавки произошло в сегменте «Сортовой прокат Россия».

Динамика производства стали ПАО «НЛМК» в I полугодии, млн т

Рис. 3. Источник: операционные отчёты ПАО «НЛМК»
Рис. 3. Источник: операционные отчёты ПАО «НЛМК»

Что с динамикой натуральных продаж?

Объём продаж железорудного сырья в I полугодии сократился на 3% год к году и составил 9,5 млн т, из них 4,61 пришлось на II квартал. Основной объём реализуется внутри компании для производства полуфабрикатов и готовых стальных изделий, поэтому на продажу третьим лицам отправилось лишь 190 тыс. т железорудного сырья.

Динамика продаж железорудного сырья ПАО «НЛМК» в I полугодии, млн т

Рис. 4. Источник: операционные отчёты ПАО «НЛМК»
Рис. 4. Источник: операционные отчёты ПАО «НЛМК»

Несмотря на кризис, объём натуральных продаж стали в первой половине 2022 г. вырос на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 8,57 млн т. Причина такого результата — в сильных показателях первого квартала, низкой базе 2021 г., а также в увеличении доли продаж полуфабрикатов внешним покупателям.

Динамика продаж стали ПАО «НЛМК» в I полугодии, млн т

Рис. 5. Источник: операционные отчёты ПАО «НЛМК»
Рис. 5. Источник: операционные отчёты ПАО «НЛМК»

Во время кризиса, когда падает спрос на конечную продукцию, бизнес старается распродать запасы полуфабрикатов, чтобы разгрузить склады и выручить хоть какие-то деньги от реализации. В результате «НЛМК» поставил рекорд по объёмам проданных за первую половину 2022 г. полуфабрикатов — 3,81 млн т. Предыдущий рекорд был поставлен в аналогичном периоде 2020 г., когда на рынке чёрной металлургии также царил кризис на фоне коронавирусных ограничений.

Динамика продаж полуфабрикатов ПАО «НЛМК» в I полугодии, млн т

Рис. 6. Источник: операционные отчёты ПАО «НЛМК»
Рис. 6. Источник: операционные отчёты ПАО «НЛМК»

Обратная динамика наблюдается в продажах готовой продукции. Бизнес обновил многолетние минимумы по объёму продаж готовой продукции в I половине 2022 г. — 4,8 млн т (предыдущий антирекорд был в первой половине 2020 г.).

Динамика продаж готовой продукции ПАО «НЛМК» в I полугодии, млн т

Рис. 7. Источник: операционные отчёты ПАО «НЛМК»
Рис. 7. Источник: операционные отчёты ПАО «НЛМК»

Из-за изменения структуры продаж произошло сокращение объёмов реализации на домашних рынках на 5% к первой половине 2021 г. — до 5,2 млн т. Однако падение натуральных продаж на рынках США и России (на 18% и 7% соответственно) удалось в какой-то мере компенсировать ростом продаж в Европе на 12% — до 1,2 млн т.

Более того, в II квартале «НЛМК» сумел увеличить продажи на европейском рынке на 20% по сравнению с I кварталом этого года, несмотря на санкции. Наличие производства на территории региона пока позволяет компании частично обходить ограничительные меры, создавая дополнительное конкурентное преимущество по сравнению с другими металлургами из России.

Как это отразится на развитии компании?

Кризис стал серьёзным испытанием для «НЛМК», часть производственных активов которого расположена на территории недружественных стран, таких как США, Бельгия, Франция и Италия.

Не стоит обманываться частично увеличившимися объёмами натуральных продаж по итогам прошедшего полугодия. Это обусловлено ростом продаж полуфабрикатов в ущерб производству и продажам готовой продукции, что негативно отразится на выручке и рентабельности продаж компании в прошедшем периоде.

Тем не менее «НЛМК» достаточно устойчив к внешним вызовам. Обвального падения натуральных показателей не случилось, несмотря на крайне неблагоприятную рыночную конъюнктуру. Более того, в II квартале компания смогла нарастить продажи стальной продукции на европейском рынке, и это притом, что в марте текущего года Европейский союз ввёл запрет на импорт стали из России.