Globaltrans: самые высокие темпы роста за последние 6 лет

Обзор финансового отчёта компании за I полугодие 2022

Globaltrans (GLTR) работает в сфере грузовых железнодорожных перевозок России и обладает большим парком вагонов — 72 045 единиц. В 2022 г. данное предприятие столкнулось с непрямыми санкциями.

Globaltrans Investment PLC

-15,18%

В середине сентября Globaltrans представила финансовые результаты за I полугодие 2022 г., которые оказались рекордными:

  • общая выручка за первые 6 месяцев выросла на 50,9%, до 48,415 млрд руб., благодаря восстановлению цен на рынке полувагонов;
  • скорректированная EBITDA увеличилась более чем в 1,5 раза, до 26,973 млрд руб., на фоне слабого роста операционных расходов;
  • чистая прибыль в отчётном периоде установила полугодовой рекорд, составив 12,341 млрд руб.;
  • свободный денежный поток увеличился всего до 6,356 млрд руб. из-за приобретения 40%-й доли в «БалтТрансСервисе»;
  • чистый долг компании с начала года упал на 31%, до 12,768 млрд руб., ввиду отсутствия больших дивидендных выплат.

Несмотря на публикацию рекордных финансовых показателей, акции компании всё равно упали. Почему рынок предпочитает не замечать впечатляющие результаты Globaltrans?

Динамика изменения стоимости акций Globaltrans с начала 2022 г.

Рис. 1. Источник: сайт Мосбиржи
Рис. 1. Источник: сайт Мосбиржи

Бизнес Globaltrans

Основной доход Globaltrans приносят железнодорожные перевозки. Компания занимается транспортировкой различных грузов по одной из крупнейших железнодорожных сетей в мире. По этому показателю Россия находится на третьем месте, уступая только США и Китаю.

Globaltrans перевозит пять групп товаров:

  1. Нефть и нефтепродукты.
  2. Металлургические грузы, среди которых чёрные металлы, металлолом и железная руда.
  3. Уголь.
  4. Строительные материалы.
  5. Прочая продукция.

Основными клиентами железнодорожного оператора являются крупнейшие российские сырьевые компании, которые работают в основном по долгосрочным контрактам, что позволяет предприятию успешно проходить кризисные времена. Ключевыми клиентами по доле в общей выручке Globaltrans являются следующие компании:

НК Роснефть

-28,92%

ММК

-44,53%

Газпром нефть

-13,08%

EVRAZ plc

0%

ТМК

+5,27%

ЧТПЗ

0%

  1. «Роснефть» (ROSN) — 25%.
  2. «ММК» (MAGN) — 14%.
  3. «Металлоинвест» — 8%.
  4. «Газпром нефть» (SIBN) — 7%.
  5. «ЕВРАЗ» (EVRE) — 5%.
  6. «ТМК» (TRMK) — 3%.
  7. «Уральская горно-металлургическая компания» — 2%.
  8. «СДС» — 1%.
  9. «ЧТПЗ» (CHEP) — 1%.
  10. Прочие клиенты — 34%.

В I полугодии 2022 г. Globaltrans показал нейтральные операционные результаты — грузооборот товаров снизился всего на 3% на фоне переориентации основных сырьевых потоков на Дальний Восток. Наибольшее падение было зафиксировано в сегменте угольных перевозок после введения новых ограничительных мер со стороны ЕС.

Тем не менее рыночная конъюнктура сильно повлияла на результаты компании. Рост ставок в сегменте полувагонов привёл к тому, что средняя цена перевозки товаров год к году увеличилась на 96% — до 67 510 руб. Основная причина такого взлёта котировок — низкая база 2021 г.

После публикации финансового отчёта менеджмент также подтвердил, что он приобрёл за 8,8 млрд руб. оставшиеся 40% в крупном региональном конкуренте — «БалтТрансСервисе». Теперь доля Globaltrans в купленной компании составляет 100%. «БалтТрансСервис» — это один из крупнейших частных операторов, которые специализируются на железнодорожных перевозках нефтеналивных грузов в России, странах СНГ и Балтии.

Динамика средней цены перевозки товаров Globaltrans, руб.

Рис. 2. Источник: сайт Globaltrans
Рис. 2. Источник: сайт Globaltrans

Финансовые результаты

Сильный рост цен позволил Globaltrans продемонстрировать рекордные финансовые показатели. Общая выручка компании в текущем отчётном периоде увеличилась на 50,9%, до 48,415 млрд руб. Это является максимальным полугодовым значением за последние шесть лет.

Скорректированная EBITDA предприятия в первой половине 2022 г. прибавила 160% — до 26,973 млрд руб. Это произошло благодаря успешной работе менеджмента, которому удалось сдержать рост операционных расходов — в I полугодии данный показатель увеличился всего на 7,5%.

Чистая прибыль компании выросла почти в три раза, до 12,341 млрд руб., на фоне низкой базы прошлого года, когда железнодорожный оператор зафиксировал худший результат с 2017 г. Свободный денежный поток (FCF) Globaltrans составил 6,356 млрд руб. из-за приобретения 40%-й доли в «БалтТрансСервисе».

Основные финансовые результаты Globaltrans, млрд руб.

1 пол. 2021

1 пол. 2022

Изменение, %

Общая выручка

32,079

48,415

50,9%

Скорректированная EBITDA

10,392

26,973

160%

Рентабельность по EBITDA

42%

63%

21 пп

Чистая прибыль

4,162

12,341

196,5%

FCF

4,159

6,356

52,8%

Чистый долг

27,939

12,768

-54,3%

Рис. 3. Источник: финансовые результаты Globaltrans

Дивиденды

Это главная проблема, которая не позволяет Globaltrans восстановить капитализацию до былых высот. В 2022 г. менеджмент компании столкнулся с техническими ограничениями: вывод средств из РФ на Кипр, в головную структуру предприятия, стал невозможен. Именно поэтому дивидендные выплаты общества обнулились.

Последние полгода руководство компании пытается найти выход из данной ситуации, чтобы учесть интересы широкого круга своих акционеров, и российских, и иностранных, но пока решения нет. Поэтому менеджмент по итогам I полугодия 2022 г. отказался от распределения прибыли.

По дивидендной политике Globaltrans должен выплачивать не менее 50% свободного денежного потока, если соотношение «чистый долг / EBITDA» ниже 1, но фактически менеджмент распределял весь заработанный FCF, а иногда и более 100%. Если бы руководство продолжило придерживаться этого принципа, то за I полугодие 2022 г. акционеры могли получить не менее 35,5 руб., что соответствует 10% дивдоходности.

Кроме дивидендов, у компании действовал бай-бэк в объёме до 10% акционерного капитала. Но менеджмент был вынужден поставить его на паузу, так как сейчас это технически сложно реализовывать в силу различных инфраструктурных ограничений.

Динамика дивидендных выплат Globaltrans, 2016–2022

Рис. 4. Источник: сайт Globaltrans
Рис. 4. Источник: сайт Globaltrans

Стоит ли сейчас покупать акции Globaltrans?

Globaltrans представил сильные финансовые результаты в I полугодии 2022 г.: общая выручка выросла на 50,9%, скорректированная EBITDA — на 160%. Но рынок оценил данные показатели крайне низко, так компания не смогла вернуться к выплате дивидендов, наличие которых всегда было её главным конкурентным преимуществом.

Стоит ли сейчас покупать акции Globaltrans? Да, если вы обладаете долгосрочным горизонтом инвестирования, так как текущий кризис позволит менеджменту скупить региональных конкурентов по бросовым ценам. И не стоит, если вам в краткосрочной перспективе необходимо получить высокую дивидендную доходность, которую компания сейчас не может обеспечить ввиду инфраструктурных ограничений.

Не является инвестиционной рекомендацией.

Коротко о главном

Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»

Подписаться

Частный инвестор, аналитик
Откройте счёт прямо сейчас

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Открыть счёт
Больше интересных материалов